Вопрос: В отношении организации проводится выездная налоговая проверка. На основании запроса руководителя налогового органа, проводящего проверку, руководителем управления ФНС России по субъекту Российской Федерации принято решение о продлении срока проведения выездной проверки в связи с необходимостью получения ответа на поручения об истребовании документов у контрагентов проверяемой организации. Является ли нарушением процедуры проведения выездной налоговой проверки неизвещение налогоплательщика о рассмотрении вопроса в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации о продлении срока проведения проверки, а также ненаправление налогоплательщику принятого решения управлением?
Ответ: Так как ни Налоговым кодексом РФ, а также нормативными документами ФНС России, регламентирующими порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, не установлена обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о рассмотрении запроса о продлении сроков выездной налоговой проверки и направлении решения, вынесенного вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения такого запроса, при обстоятельствах, в соответствии с которыми в связи с необходимостью получения ответа на поручения об истребовании документов у контрагентов проверяемого общества принято решение о продлении срока проведения выездной проверки, отсутствует нарушение налоговым органом процедуры проведения выездной налоговой проверки.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым в силу п. 1 ч. I Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" (далее - Приказ) в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (Приложение 2 к Приказу).
Согласно п. 3 Приложения 2 к Приказу основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут являться: проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки, наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, и иные обстоятельства.
Необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
Согласно п. 4 Приложения 2 к Приказу для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) Федеральной налоговой службы в случаях продления срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой Федеральной налоговой службой. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) Федеральной налоговой службы руководителем проверяющей группы (бригады).
В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, положения НК РФ, а также Приложения 2 к Приказу не предусматривают обязанности налоговых органов приглашать налогоплательщика на рассмотрение соответствующим вышестоящим налоговым органом запроса о продлении сроков выездной налоговой проверки, а кроме того, не содержат положения об обязанности направления проверяемому налогоплательщику решения, вынесенного вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения такого запроса.
На основании изложенного можно сделать вывод, что неуведомление налоговым органом налогоплательщика о рассмотрении вопроса о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, а также ненаправление налогоплательщику соответствующего решения по результатам такого рассмотрения не являются основанием для вывода о наличии нарушений процедуры проведения выездной налоговой проверки (Определение ВАС РФ от 04.03.2011 N ВАС-2192/11 по делу N А42-10898/2009).
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
07.06.2012