Вопрос: Подразделением Управления МЧС России по субъекту РФ была проведена плановая проверка соблюдения обществом противопожарного режима, по результатам которой общество было привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа. Обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В связи с истечением срока исполнения предписания была проведена внеплановая проверка общества, в рамках которой проверялось выполнение обществом ранее выданного ему предписания. Было выявлено, что общество предписание не исполнило.
Вправе ли с учетом положений ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ уполномоченный орган привлечь общество, не выполнившее предписание, к ответственности по результатам внеплановой проверки за аналогичное правонарушение, за которое общество было наказано по результатам плановой проверки?
Ответ: Управление МЧС России по субъекту РФ, которое привлекло общество к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе плановой проверки и выдало ему предписание об устранении соответствующих нарушений, вправе в ходе внеплановой проверки в связи с истечением срока исполнения предписания привлечь общество, не устранившее нарушение согласно выданному предписанию, к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за аналогичное правонарушение.
Обоснование: Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 5 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Относительно довода о правомерности повторного привлечения общества к административной ответственности в ходе внеплановой проверки следует учесть, что уполномоченный орган выявил два события административного правонарушения - в ходе плановой проверки и в ходе внеплановой проверки, поэтому привлечение общества к ответственности за аналогичное правонарушение, совершенное ранее, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, соответственно, норма ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ не может быть применена.
Указанный вывод основан на позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 27.10.2009 N 6417/09, который отметил, что привлечение общества к ответственности в одном году не исключает возможности его привлечения к той же административной ответственности в другом году.
Подход Президиума ВАС РФ нашел применение в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 18.05.2012 по делу N А12-16740/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2012 по делу N А56-47339/2011.
На основании изложенного уполномоченный орган, привлекая общество к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в ходе плановой проверки, имеет правовые основания в ходе внеплановой проверки в связи с истечением срока исполнения предписания привлечь общество, не устранившее нарушение, к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
24.09.2012