Вопрос: У организации в собственности имеется нежилое здание, в котором расположены офисы организации и работают более двухсот сотрудников. При этом запасные эвакуационные выходы из здания постоянно, в том числе в рабочее время, закрыты на замок, открыть который изнутри без ключа нельзя. Нарушается ли при этом пожарная безопасность? Может ли организация быть привлечена к административной ответственности, если ее сотрудник или любое другое лицо сообщит в Госпожнадзор о подобном факте?
Ответ: Если у организации в собственности имеется нежилое здание, в котором расположены офисы организации и работают более двухсот сотрудников, и при этом запасные эвакуационные выходы из здания постоянно закрыты на замок, открыть который изнутри без ключа нельзя, то в данном случае организация нарушает Правила пожарной безопасности и может быть привлечена к административной ответственности. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении могут быть сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Обоснование: На основании ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из п. 52 Правил следует, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Аналогичное правило следует из п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171), а именно: двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
В силу ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества.
Согласно п. 2 Правил организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Согласно пп. 7 п. 6 и пп. 10 п. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством Российской Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, организация в рассматриваемом случае может быть привлечена к административной ответственности в виде предупреждения, или штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (см. также Постановления ФАС Уральского округа от 10.11.2009 N Ф09-7869/09-С1 по делу N А76-15128/2009-53-295, от 08.10.2007 N Ф09-7486/07-С1 по делу N А50-8007/07, ФАС Центрального округа от 10.07.2008 по делу N А48-1369/08-2, ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 по делу N А55-5032/2010).
П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
19.01.2011