RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
Вопросы и ответы по пожарной безопасности

Страница 1 >> 2 >> 3
[an error occurred while processing this directive]
Вопрос: Правомерно ли освобождение от уплаты НДС организации, оказывающей благотворительную помощь, в случае если у нее отсутствует документ, подтверждающий целевое использование средств благополучателем передаваемого в качестве благотворительной помощи имущества? При этом у организации имеются экземпляр договора об оказании благотворительной помощи организации-благополучателю (с указанием целей, на которые должно быть использованы передаваемое имущество (товары)) и акт передачи.

Ответ: По нашему мнению, освобождение от уплаты НДС организации, оказывающей благотворительную помощь, при отсутствии документа, подтверждающего целевое использование передаваемого имущества получателем, правомерно при наличии иных документов, подтверждающих оказание благотворительной помощи. Однако с учетом позиции контролирующих органов не исключено, что правомерность освобождения от уплаты НДС в данном случае организации-благотворителю придется доказывать в суде.

Обоснование: В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.
Согласно ст. 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охраны окружающей среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействия добровольческой деятельности;
участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
В силу ст. 5 Закона N 135-ФЗ под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.
Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Аналогичное положение установлено п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, в силу которого пожертвование имущества юридическим лицам может быть (но не обязательно) обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
При этом налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой льгота, предусмотренная пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется при условии представления в налоговые органы в том числе актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг) (см., например, Письма УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825, от 02.08.2005 N 19-11/55153).
Однако по данному вопросу суды придерживаются иной позиции.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1 указал, что квалификация деятельности как благотворительной в соответствии со ст. 2 Закона N 135-ФЗ зависит от цели, которую преследовал налогоплательщик при передаче имущества, и не ставится в зависимость от характера использования имущества получателем, который находится вне рамок контроля налогоплательщика.
По мнению ФАС Западно-Сибирского округа, приведенному в Постановлении от 17.04.2006 N Ф04-10064/2005(20874-А27-37), оказание благотворительной помощи не облагается НДС, даже в случае если получатель использует благотворительную помощь не в соответствии с целевым назначением.

Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.01.2011



Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!