Вопрос: Организация А, эксплуатирующая АГЗС, прекратила соответствующую деятельность и продала указанный объект организации Б. Ранее организация А была включена в план проверок пожарной безопасности. Правомерно ли проведение проверки АГЗС, эксплуатируемой новым собственником - организацией Б?
Ответ: Проведение плановой проверки пожарной безопасности АГЗС, эксплуатируемой новым собственником, правомерно, поскольку проверка проводится не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты.
Обоснование: В силу п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В силу ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ.
На основании ч. 2 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ в ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
Согласно п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение), федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
В силу абз. 2 п. 1 Положения органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В силу пп. "а" п. 5 Положения органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В соответствии с п. 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности утвержден Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Регламент).
Согласно п. 29 Регламента деятельность должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 40 Регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.
В п. 42 Регламента указано, что плановая проверка проводится по месту нахождения объекта защиты.
В данной ситуации объект защиты, принадлежащий организации А, был включен в план проверок пожарной безопасности.
Однако позже объект защиты (АГЗС) был отчужден по договору купли-продажи новому собственнику - организации Б и его эксплуатация организацией А была прекращена.
Таким образом, поскольку организация АГЗС была включена в план проверок пожарной безопасности, основание для проведения плановой проверки объекта защиты наступило.
Для разрешения спорной ситуации обратимся к примерам из судебной практики.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2013 N А29-4136/2012 указано, что предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является не соблюдение юридическим лицом обязательных требований, а соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности.
Суд также разъясняет, что по смыслу ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ в сравнении с соответствующими нормами Федерального закона N 294-ФЗ орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, к которым согласно ст. 2 Закона N 123-ФЗ относятся в том числе здания и сооружения.
В итоге суд пришел к выводу о том, что ежегодное планирование проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется, прежде всего, в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев, то есть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, отчуждение организацией А АГЗС по договору купли-продажи организации Б не может служить препятствием для проведения плановой проверки данной АГЗС.
А.А.Шелякова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
07.10.2013