Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 6 сентября 2005 г. N 221-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
РУКОВОДСТВО ПО МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
ISO 10006:2003
Quality management systems.
Guidelines for quality management in projects
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 10006-2005
Группа Т59
ОКС 03.120.10;
ОКСТУ 0025
Дата введения
1 июня 2006 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. N 221-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10006:2003 "Системы менеджмента качества - Руководство по менеджменту качества при проектировании" (ISO 10006:2003 "Quality management systems. Guidelines for quality management in projects").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых представлены в дополнительном Приложении B.
5. Введен впервые.
Введение
Настоящий стандарт представляет собой руководство по менеджменту качества при проектировании. Стандарт выделяет принципы и методы управления качеством, применение которых важно для достижения целей менеджмента качества. Стандарт дополняет руководящие указания ИСО 9004.
Руководящие указания настоящего стандарта предназначены для широкой аудитории. Они применимы к проектам, которые могут быть весьма разнообразными по размерам и форме: от небольших до очень крупных, от простых до предельно сложных, от индивидуальных проектов до проектов, являющихся частью программы или комплекса проектов. Руководящие указания предназначены для использования людьми, которые обладают опытом управления проектами и должны обеспечить применение организациями практических методик, содержащихся в стандартах серии ИСО 9000, а также людьми, имеющими опыт управления качеством, от которых требуется взаимодействие с организациями, занимающимися проектированием.
Общепризнанными являются два аспекта понятия качества в управлении проектом: качество процессов проекта и качество проектируемой продукции. Несоблюдение требований к какому-либо из этих взаимосвязанных аспектов может иметь существенное влияние на проектируемую продукцию, участников проекта, а также организацию, занимающуюся разработкой проекта. Достижение необходимого качества, за которое отвечает руководство по разработке проекта, требует, чтобы взятые обязательства по качеству были восприняты на всех уровнях организации, выполняющей проект и отвечающей за применяемые при разработке процессы и за проектируемую продукцию.
Создание и поддержка качества процессов и проектируемой продукции требуют системного подхода. Целью такого подхода является гарантия того, что установленные и подразумеваемые требования заказчика будут поняты и удовлетворены, потребности других заинтересованных сторон поняты и оценены, политика организаций в области качества будет учтена при управлении проектом. Обзор процессов проектирования приведен в Приложении A.
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит руководство по применению менеджмента качества при проектировании.
Настоящий стандарт применим к проектам различных размеров и степени сложности: малым или большим, краткосрочным или долгосрочным, выполняемым в различных условиях независимо от вида проектируемой продукции (включая аппаратные средства, программное обеспечение, переработанные материалы, услуги или их комбинацию). Применение стандарта может потребовать некоторой адаптации к конкретному проекту.
Настоящий стандарт не является руководством по управлению проектами. В нем рассматриваются вопросы менеджмента качества процессов проектирования. Руководство по процессному подходу и по процессам качества проектируемой продукции приведено в ИСО 9004.
Настоящий стандарт не может быть использован для целей сертификации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
ИСО 10005:1995. Менеджмент качества. Руководящие указания по программам качества
ИСО 10007:2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации
ИСО/ТО 10014:1998. Руководящие указания по управлению экономикой качества
ИСО 10015:1999. Управление качеством. Руководящие указания по обучению.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Действие (activity): наименьший идентифицированный элемент действий в проектном (3.5) процессе (3.3).
3.2. Заинтересованная сторона (interested party): лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации.
Пример - Заказчики, владельцы, персонал организации, поставщики, банкиры, союзы, партнеры или общества.
Примечания. 1. Группа может включать в себя организацию, часть ее или несколько организаций (см. ИСО 9000, пункт 3.3.7).
2. Заинтересованные стороны могут включать в себя:
- заказчиков проектируемой продукции;
- потребителей и пользователей продукта проекта;
- собственников проекта (организации, инициирующие проект);
- партнеров (акционеров проекта);
- фонды (финансовые учреждения);
- поставщиков или субподрядчиков (организации, поставляющие продукцию для проектной организации);
- общества (подведомственные или регулирующие комитеты и общество в целом);
- внутренний персонал (члены проектной организации).
3. Заинтересованные стороны могут иметь противоречия в интересах. Для успешного выполнения проекта эти противоречия нуждаются в разрешении.
3.3. Процесс (process): совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.
Примечания. 1. Входами процесса обычно являются выходы других процессов.
2. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности (ИСО 9000, пункт 3.4.1, исключая примечание 3).
3.4. Оценка продвижения проекта (progress evaluation): оценка продвижения к достижению цели проекта (3.5).
Примечания. 1. Оценку выполняют на соответствующих этапах жизненного цикла проекта для всех его процессов на основе критериев для процессов проекта и проектируемой продукции.
2. Результаты оценок продвижения могут привести к пересмотру плана менеджмента проекта.
3.5. Проект (project): уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включая ограничения сроков, стоимости и ресурсов (ИСО 9000, пункт 3.4.3, кроме примечаний).
Примечания. 1. Отдельный проект может являться частью более крупного проекта.
2. В некоторых проектах цели и область применения совершенствуют, а характеристики продукции определяют по мере разработки проекта.
3. Продукт проекта определяют в общем случае в области применения проекта (см. 7.3.1). Это могут быть один или несколько модулей изделия. Продукт проекта может быть материальным или нематериальным.
4. Проектная организация обычно является временной - создаваемой на время выполнения проекта.
5. Сложность взаимодействий между различными видами проектной деятельности не обязательно связана с размером проекта.
3.6. Менеджмент проекта (project management): планирование, организация, мониторинг, контроль и регистрация всех аспектов проекта (3.5) и поощрение всех участников для достижения целей проекта.
3.7. План менеджмента проекта (project management plan): документ, устанавливающий меры, необходимые для достижения целей проекта (3.5).
Примечания. 1. План менеджмента проекта должен включать в себя план качества (3.8) проекта или ссылаться на него.
2. План менеджмента проекта также включает в себя другие планы, касающиеся организационной структуры, ресурсов, графика, бюджета, менеджмента риска, управления окружающей средой, здоровья и управления безопасностью и защитой, или ссылается на эти планы.
3.8. План качества (quality plan): документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны быть применены к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
Примечания. 1. Эти процедуры обычно имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции.
2. План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству или документированные процедуры.
3. План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества (ИСО 9000, пункт 3.7.5).
3.9. Поставщик (supplier): организация или лицо, предоставляющее продукцию.
Пример - Производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.
Примечания. 1. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
2. В контрактной ситуации поставщика иногда называют "подрядчиком" (см. ИСО 9000, пункт 3.3.6).
3. Применительно к проектированию вместо термина "поставщик" часто используют термин "подрядчик" или "субподрядчик".
4. Системы менеджмента качества при проектировании
4.1. Характеристики проекта
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>