Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 29 декабря 2005 г. N 468-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
МЕХАНИЗМЫ РУЛЕВЫЕ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УСИЛИТЕЛЕМ
И РУЛЕВЫЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Vehicles. Steering devices with the hydraulic boosters
and steering hydraulic boosters.
Technical requirements and test methods
ГОСТ Р 52453-2005
Группа Д25
ОКС 43.040.50;
ОКП 45 0000
Дата введения
1 июля 2006 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 468-ст.
4. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на интегральные и полуинтегральные рулевые механизмы, рулевые гидроусилители, их распределители и силовые цилиндры (далее - изделия) и устанавливает технические требования и методы испытаний.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ 8.051-81. Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения <*>
--------------------------------
<*> Обозначения, примененные в настоящем стандарте, приведены в Приложениях А, В, Г.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Интегральный рулевой механизм: рулевой механизм со встроенным рулевым усилителем.
3.2. Полуинтегральный рулевой механизм: рулевой механизм со встроенным распределителем рулевого усилителя; силовой цилиндр не входит в состав рулевого механизма.
3.3. Объединенный рулевой усилитель: гидравлический рулевой усилитель, у которого распределитель и силовой цилиндр выполнены в одном агрегате отдельно от рулевого механизма.
3.4. Раздельный рулевой усилитель: гидравлический рулевой усилитель, у которого распределитель и силовой цилиндр являются отдельными узлами, выполненными отдельно от рулевого механизма.
3.5. Номинальный расход жидкости: расход рабочей жидкости в гидравлической системе усилителя, равный номинальной подаче насоса при частоте вращения его входного вала, соответствующей срабатыванию клапана ограничения расхода насоса, а также при контрольном давлении в напорной магистрали. Номинальную подачу указывают в технической характеристике насоса.
3.6. Внутренние утечки: утечки через уплотнения между полостями гидросистемы гидроусилителя и через зазоры, остающиеся в рабочих окнах золотниковых или клапанных распределителей после их максимального перекрытия.
3.7. Давление холостого хода: разность давлений рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) и в сливной магистрали (на выходе из распределителя) при среднем положении золотника (клапана) распределителя.
3.8. Давление нецентрирования: превышение давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) над давлением холостого хода, вызванное невозвращением (нецентрированием) золотника (клапана) распределителя в среднее положение при отсутствии внешнего момента на рулевом валу.
3.9. Максимальное давление: наибольшее давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя, определяемое нижним пределом регулирования клапана ограничения давления.
3.10. Давление включения усилителя: превышение давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) над давлением холостого хода в момент начала появления усилия на поршне усилителя, условно принятое равным 0,1 МПа.
3.11. Остаточное давление: давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя, которое после срабатывания устанавливают клапаном концевых включателей интегрального рулевого механизма.
3.12. Гидравлический люфт: у интегрального и полуинтегрального рулевого механизма - суммарный угол поворота рулевого вала в обоих направлениях, в пределах которого (при блокировании вала сошки в среднем положении) не происходит повышения давления рабочей жидкости в напорной магистрали гидравлического усилителя (на входе в распределитель) до значения, равного (где - давление в сливной магистрали; - давление холостого хода; - давление включения усилителя).
3.13. Механический люфт: суммарный угол поворота рулевого вала в обоих направлениях, в пределах которого не возникает момента на рулевом валу при блокировании вала сошки в среднем положении.
3.14. Упругий люфт: суммарный угол поворота рулевого вала в обоих направлениях между упорами в ограничители привода распределителя (от упора до упора) при блокированном вале сошки в среднем положении.
3.15. Номинальный момент на валу сошки: нижний гарантируемый предел крутящего момента на валу сошки интегрального рулевого механизма при максимальном давлении .
3.16. Момент на валу сошки, соответствующий моменту : фактическое значение крутящего момента на валу сошки интегрального рулевого механизма, соответствующее моменту на рулевом валу и давлению .
3.17. Прямой коэффициент полезного действия рулевого механизма: коэффициент полезного действия рулевого механизма при передаче крутящего момента от рулевого вала к валу сошки с выключенной подачей рабочей жидкости.
3.18. Эффективность реактивного свойства распределителя: показатель реактивного свойства распределителя, заключающегося в увеличении момента на рулевом валу M при нарастании давления в напорной магистрали p.
3.19. Эффективность реактивного свойства гидравлического усилителя: показатель реактивного свойства усилителя, заключающегося в увеличении момента на рулевом валу M при нарастании момента на валу сошки .
4. Общие положения
4.1. Объемы испытаний в зависимости от вида испытания приведены в Приложении А.
4.2. При испытаниях определяются и оцениваются следующие свойства и характеристики изделий:
- работоспособность;
- герметичность;
- характеристика распределителя - зависимость давления p в напорной магистрали от угла поворота рулевого вала или смещения золотника X;
- характеристика рулевого механизма - зависимость момента или усилия на выходном звене рулевого механизма от момента M на рулевом валу <*>;
- обратимость рулевого механизма;
- прочность изделия.
--------------------------------
<*> Для интегральных рулевых механизмов.
4.3. Перед испытаниями предприятие - заказчик испытаний должно представить основные данные объектов испытаний по форме, приведенной в Приложении Б.
4.4. Для проведения испытаний заказчик испытаний должен представить три образца изделий - объектов испытаний.
5. Общие технические требования
5.1. Изделие должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.
5.2. Изделие должно иметь четко выполненную маркировку, которая должна содержать следующие данные: модель, наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, дату выпуска, знак соответствия по ГОСТ Р 50460.
5.3. Наружные поверхности изделий должны быть окрашены или иметь другое антикоррозийное покрытие.
5.4. Неметаллические детали и элементы деталей должны быть бензомаслостойкими.
5.5. Представленные для испытаний изделия проверяют на отсутствие внешних дефектов, которые могут привести к потере товарного вида или повлиять на их работоспособность, в том числе проверяют плотность прилегания защитных чехлов и отсутствие их повреждений, качество сварных швов и отсутствие литьевых дефектов.
5.6. Присоединительные и габаритные размеры должны соответствовать конструкторской документации.
5.7. Конструкции интегрального и полуинтегрального рулевых механизмов должны обеспечивать возможность регулирования механического люфта рулевого механизма.
5.8. В конструкции интегрального рулевого механизма следует предусмотреть наличие концевых выключателей, которые должны обеспечить падение давления в гидросистеме до значения не более 2,5 (где - давление холостого хода).
5.9. Поворот рулевого колеса у интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов должен происходить плавно, без заеданий, из одного крайнего положения в другое при свободном вале сошки как при включенной, так и выключенной подаче жидкости. При этом углы поворота рулевого колеса и вала сошки должны соответствовать требованиям КД.
5.10. У интегральных и полуинтегральных рулевых механизмов при свободном рулевом вале и слитой рабочей жидкости вал сошки должен плавно
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>