Вопрос: В соответствии с Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности" ежегодно до 1 мая в орган МЧС России всем ЖСК, ТСЖ необходимо представлять пожарную декларацию. Форма декларации содержит три раздела, которые не имеют прямого отношения к деятельности ЖСК, ТСЖ. Контролирующий орган требует представлять данную декларацию в любом случае. Правомерны ли требования контролирующего органа?
Ответ: Требования контролирующего органа о том, что ежегодно до 1 мая в орган МЧС России всем ЖСК, ТСЖ необходимо представлять пожарную декларацию, неправомерны.
ЖСК, ТСЖ, осуществляющие управление объектом защиты, для которого предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, обязаны представить пожарную декларацию на такой объект один раз. ЖСК, ТСЖ должны заполнить форму декларации, утвержденную Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91, внеся в нее полные и достоверные сведения. Повторно подавать декларацию нужно только в случае, если в нее вносились изменения или она разрабатывалась вновь.
Если ТСЖ и ЖСК осуществляют управление объектом капитального строительства, в отношении которого не требуется проводить экспертизу проектной документации, им не требуется представлять пожарную декларацию в орган МЧС России.
Обоснование: В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
В ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении многоквартирных домов с количеством этажей более трех. Эта норма содержит также перечень объектов капитального строительства, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации не проводится:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые, в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ, являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Перечень объектов, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации, также приводится в п. 1.1 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок).
Категории лиц, обязанных разработать и зарегистрировать пожарную декларацию, определены в ч. 5 ст. 6 Закона N 123-ФЗ. Это собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом, одним из которых является управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поскольку в силу ст. ст. 110, 135 ЖК РФ целью создания ТСЖ и ЖСК является управление многоквартирным домом, они как уполномоченный орган управления домом должны разработать и зарегистрировать пожарную декларацию.
При этом следует учитывать, что ч. 5 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, которая предусматривает обязанность подать пожарную декларацию, применяется только в случае, когда ТСЖ и ЖСК осуществляют управление домом (объектом защиты), который не подпадает под перечень исключений, указанных выше. Если ТСЖ и ЖСК осуществляют управление объектом капитального строительства, в отношении которого не требуется проводить экспертизу проектной документации (ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, п. 1.1 Порядка), подавать декларацию не требуется.
Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 утверждены форма и Порядок регистрации декларации пожарной безопасности.
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на 30 апреля 2009 г. (день вступления в силу Закона N 123-ФЗ), декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после дня вступления его в силу (ч. 7 ст. 64 Закона N 123-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 64 Закона N 123-ФЗ декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством РФ.
Представление ЖСК, ТСЖ декларации пожарной безопасности, содержащей неполные и (или) недостоверные сведения, может повлечь применение мер ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см., например, Решения Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2011 по делу N А26-806/2011, Ленинградского областного суда от 24.08.2010 N 7-346/2010). Согласно этой норме нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также следует обратить внимание, что в силу ст. 64 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности оформляется и подается один раз на один объект. В силу п. п. 7, 8 Порядка декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности (капитального ремонта здания, реконструкции, перепланировки, смены сферы деятельности). Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
Следовательно, требования контролирующего органа о том, что всем ЖСК, ТСЖ необходимо представлять пожарную декларацию ежегодно до 1 мая в орган МЧС России, неправомерны.
С.В.Тимошкова
Группа компаний
"Аналитический Центр"
С.В.Соболева
Группа компаний
"Аналитический Центр"
19.12.2012