Вопрос: Правомерно ли привлечение организации, осуществляющей розничную торговлю алкогольной продукцией на территории АЗС, к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ?
Ответ: Привлечение организации, осуществляющей розничную торговлю алкогольной продукцией на территории АЗС, к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правомерно.
Обоснование: Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу данной нормы перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
Понятие источника повышенной опасности определено ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, согласно которой под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с Законом N 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пп. "в" п. 1 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ).
Поскольку эксплуатация АЗС связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу, АЗС относятся к источникам повышенной опасности.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 22.10.2008 N Ф09-7726/08-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2007 N А79-4834/2006, от 11.03.2009 N А17-5615/2008, от 31.03.2008 N А79-7056/2007).
При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 24.01.2008 N А33-8769/07-Ф02-9932/07 отклонил довод о том, что организация не может быть признана виновной в совершении административного правонарушения, поскольку ею были приняты все зависящие меры к соблюдению правил и норм действующего законодательства в области оборота алкогольной продукции, а именно: получены лицензия, заключение государственной противопожарной службы, санитарно-эпидемиологическое заключение, паспорт на торговую точку.
Н.Н.Матюнина
Ведущий специалист-эксперт
отдела методологии
бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
14.08.2011