Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 28 декабря 2005 г. N 392-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДОСТРОЕНИЕ.
СУДА ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
ШКАЛЫ ОСАДОК
ISO 7606:1988
Shipbuilding. Inland navigation vessels.
Draught scales (IDT)
ГОСТ Р ИСО 7606-2005
Группа Д41
ОКС 47.060
Дата введения
1 января 2007 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 "Судостроение".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 392-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7606:1988 "Судостроение. Суда внутреннего плавания. Шкалы осадок" (ISO 7606:1988 "Shipbuilding - Inland navigation vessels - Draught scales").
5. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает типы, размеры, места расположения, способы изготовления и требования по окраске шкал осадок, применяемых на судах внутреннего плавания.
2. Типы
В зависимости от состава элементов устанавливаются следующие типы шкал осадок:
1 - определяющие углубление с помощью знаков и цифр (рисунок 1);
Рисунок 1. Шкалы осадок типа 1
2 - определяющие углубление только с помощью цифр (рисунки 2 и 3).
Рисунок 2. Шкала осадок типа 2 (первый вариант)
Рисунок 3. Шкала осадок типа 2 (второй вариант)
Шкалы осадок типов 1 и 2 должны удовлетворять международным предписаниям, действующим в соответствующих районах плавания.
3. Размеры
3.1. База измерения и разбивка шкал
В качестве базы измерения принимается самая нижняя кромка киля или корпуса. На судах, имеющих конструктивный дифферент, отсчет величин шкал осадок следует проводить:
- в носовой оконечности - от точки пересечения носового перпендикуляра с продолжением прямолинейной части горизонтального киля или брускового киля;
- в кормовой оконечности - от нижней кромки киля наиболее углубленной части корпуса.
Шкалы осадок должны быть разбиты как на дециметры, так и на деления по 2 см. Каждый нечетный (или четный) дециметр шкал типов 1, 2 (первый вариант) должен нумероваться.
Шкалы осадок типа 2 (второй вариант) должны быть разбиты на сантиметры. Каждые 10 см должны быть пронумерованы.
3.2. Размеры знаков и цифр
Основные размеры знаков и цифр должны соответствовать указанным на рисунках 1, 2 и 3. Размеры знаков и цифр должны определяться по плазовой разбивке. Знаки и цифры следует наносить непосредственно на обшивку корпуса в соответствии с их проекцией с шаблона.
Примечание. Указанные на рисунках 1, 2 и 3 размеры знаков и цифр, а также интервалов между ними, являются размерами их проекций на диаметральную плоскость.
3.3. Расположение
Расположение шкал осадок на корпусе судна зависит от длины судна, осадки и района плавания.
По вертикали шкалы осадок следует располагать на расстоянии от 100 до 300 мм выше плоскости максимальной осадки и от 0 до 300 мм ниже плоскости осадки порожнем с учетом допустимого дифферента. При ступенчатом расположении шкалы осадок ее части должны иметь достаточное перекрытие. Цифры на границе частей шкал следует дублировать.
По горизонтали шкалы осадок должны располагаться в районе форштевня и ахтерштевня, а при его отсутствии - на корме или в районе кормы.
Шкалы осадок следует располагать при длине судна между перпендикулярами 40 м и более - в районах штевней и на мидель-шпангоуте с обоих бортов.
Шкалы осадок располагают в районе носовой оконечности на расстоянии от 100 до 500 мм от кромки форштевня по его обводу. При бульбообразном форштевне шкалы осадок в носовой оконечности располагают вертикально на расстоянии от 100 до 500 мм от наиболее вогнутой кромки форштевня.
Шкалы осадок в районе кормовой оконечности располагают вертикально на кормовом перпендикуляре или как можно ближе к нему, в зависимости от формы обводов.
Шкалы осадок в кормовой оконечности разрешается располагать ступенчато, смещая нижнюю часть шкалы в нос от верхней части.
На судах, не имеющих ярко выраженных штевней (суда на воздушной подушке, суда с транцевой кормой и др.), шкалы осадок устанавливают по обоим бортам носовой и кормовой оконечностей.
3.4. Точность установки
Точность установки знаков и цифр по размеру от нижней кромки киля до нижней кромки знаков или цифр должна быть следующей:
+/- 2 мм - для судов, имеющих длину между перпендикулярами менее 50 м;
+/- 3 мм - для судов, имеющих длину между перпендикулярами, равную или превышающую 50 м.
3.5. Предельные отклонения размеров
Предельные отклонения размеров знаков и цифр по высоте должны быть не более +/- 1 мм.
4. Способы изготовления
Шкалы осадок изготовляют и устанавливают на корпусе судна по рабочим чертежам, разработанным проектантом судна в соответствии с настоящим стандартом.
Способы изготовления знаков и цифр приведены в таблице 1. Примеры некоторых способов изготовления показаны на рисунке 4.
Таблица 1
Способы изготовления знаков и цифр
Код Способ изготовления
01 Знаки и цифры вырезаны из стального листового материала с последующим закреплением электросваркой
02 Знаки и цифры вырезаны в стальном листе, который приварен к обшивке судна
03 Знаки и цифры наплавлены электросваркой на обшивке судна
04 Знаки и цифры обозначены валиками, наплавленными электросваркой по внешнему и внутреннему контурам цифр и знаков
05 Знаки и цифры на судах со стальным корпусом выполнены в виде канавок на листах наружной обшивки и окрашены
06 Знаки и цифры на судах с металлическим корпусом закернены и окрашены
07 Знаки и цифры на судах с деревянным корпусом вырезаны и окрашены, либо выполнены выпуклыми и прикреплены к корпусу, либо только окрашены
08 Знаки и цифры на судах с корпусом из стеклопластика изготовлены также из стеклопластика и наклеены к обшивке
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>