Введены в действие
Постановлением Госстандарта РФ
от 26 января 2004 г. N 32-ст
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСТ 8.315-97 ПРИ РАЗРАБОТКЕ
И ПРИМЕНЕНИИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ
STATE SYSTEM FOR ENSURING THE UNIFORMITY OF MEASUREMENTS.
GENERAL METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR THE IMPLEMENTATION
OF GOST 8.315-97 PRINCIPLES IN THE DEVELOPMENT
AND USE OF REFERENCE MATERIALS
РМГ 52-2002
Дата введения
1 июля 2004 года
Предисловие
1. Разработаны Уральским научно-исследовательским институтом метрологии (УНИИМ) Госстандарта России.
Внесены Госстандартом России.
2. Приняты Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 22 от 6 ноября 2002 г.).
За принятие проголосовали:
-----------------------------------T--------------------------------------¬
¦ Наименование государства ¦ Наименование национального органа ¦
¦ ¦ по стандартизации ¦
+----------------------------------+--------------------------------------+
¦Азербайджанская Республика ¦Азгосстандарт ¦
¦Республика Армения ¦Армгосстандарт ¦
¦Республика Беларусь ¦Госстандарт Республики Беларусь ¦
¦Грузия ¦Грузстандарт ¦
¦Республика Казахстан ¦Госстандарт Республики Казахстан ¦
¦Кыргызская Республика ¦Кыргызстандарт ¦
¦Республика Молдова ¦Молдовастандарт ¦
¦Российская Федерация ¦Госстандарт России ¦
¦Республика Таджикистан ¦Таджикстандарт ¦
¦Туркменистан ¦Главгосинспекция "Туркменстандартлары"¦
¦Республика Узбекистан ¦Узгосстандарт ¦
¦Украина ¦Госстандарт Украины ¦
L----------------------------------+---------------------------------------
3. Настоящие Рекомендации по межгосударственной стандартизации разработаны на основе рекомендаций по метрологии Российской Федерации МИ 2589-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Общие методические рекомендации Российской Федерации по применению ГОСТ 8.315 при разработке и применении стандартных образцов" и содержат изменения, отражающие более широкую область их применения.
Основные методические положения и рекомендации документа могут быть использованы специалистами стран - членов СНГ при решении различных практических вопросов.
Упоминаемые в тексте наименования организаций и органов управления в Российской Федерации, а также ссылки на нормативные документы Российской Федерации следует рассматривать только как общую информацию, не относящуюся к государствам, присоединившимся к принятию рекомендаций по межгосударственной стандартизации.
4. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26 января 2004 г. N 32-ст РМГ 52-2002 введены в действие непосредственно в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
5. Введены впервые.
Введение
Настоящая Рекомендация представляет собой методический материал, предназначенный для специалистов организаций - разработчиков стандартных образцов, метрологических служб и лабораторий, применяющих стандартные образцы, и содержит разъяснения и дополнительные комментарии к понятиям и положениям ГОСТ 8.315, которые из-за сжатости формулировок и особенностей лексики нормативного документа не всегда раскрывают в деталях и достаточном объеме содержание отдельных требований стандарта.
Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов [далее - стандартные образцы (СО)] в своей совокупности и представляют собой весьма разнородные объекты и при их разработке и аттестации встречаются разные и несходные ситуации, при анализе и разрешении которых дополнительные разъяснения могут оказать полезное содействие.
Терминологический раздел стандарта несет особую логическую нагрузку и нуждается в разъяснении и обосновании большинства понятий, на которых строится концепция стандартных образцов как особой разновидности средств измерений. Несмотря на неизбежную специфику многих терминов и понятий, относящихся к СО, разработчики стандарта стремились к тому, чтобы они не противоречили устоявшейся метрологической терминологии как национальной, так и международной.
Для удобства пользования настоящими Рекомендациями [далее - методический материал (ММ)] пояснения к терминам вынесены в Приложение МА, к которому можно обращаться как к дополнительному справочному материалу и на который по мере необходимости даются ссылки в основном тексте.
В отдельном Приложении МБ приведен перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность в области создания и применения СО, принятых в последние годы, где более подробно раскрыты отдельные общие положения ГОСТ 8.315, которые в настоящем методическом материале по этой причине подробно не комментируются. В необходимых случаях сделаны ссылки на некоторые из этих документов, повторно указанных в Приложении МД.
Текст настоящего методического материала изложен в форме комментариев и разъяснений к разделам и большинству пунктов ГОСТ 8.315 в той же последовательности, в какой они приведены в стандарте. Для удобства пользования текст разбит на рубрики, имеющие сплошную нумерацию с обозначениями М.1, М.2 и т.д., что позволяет избежать путаницы при ссылках на пункты стандарта и пункты настоящего методического материала. По этой же причине Приложения к настоящему методическому материалу имеют двойное буквенное обозначение (МА, МБ и т.д.), с тем чтобы отличить их от приложений к ГОСТ 8.315, на которые даны ссылки в тексте.
Номера и наименования разделов основной части настоящего методического материала те же, что и в ГОСТ 8.315; к номерам пунктов в скобках приведены краткие аннотации их положений для удобства пользования методическим материалом. Ссылки на позиции библиографии для сокращения записей в настоящем методическом материале указаны в виде порядкового номера первоисточника (например [15]) без повторения слов "приложение МД", как это принято в нормативных документах.
1. Область применения
Настоящие Рекомендации представляют собой методический материал, предназначенный для специалистов организаций - разработчиков стандартных образцов, метрологических служб и лабораторий, применяющих стандартные образцы, и содержит разъяснения и дополнительные комментарии к понятиям и положениям ГОСТ 8.315, которые из-за сжатости формулировок и особенностей лексики нормативных документов не всегда раскрывают в деталях и достаточном объеме содержание отдельных требований стандарта.
2. Нормативные ссылки
Ссылки на нормативные документы, используемые в настоящих Рекомендациях, приведены в Приложении МД.
3. Определения и сокращения
Определения и сокращения - по ГОСТ 8.315.
4. Общие положения
М.1. Этим разделом установлены общие нормативно-правовые требования к стандартным образцам как технической разновидности средств измерений (далее - СИ), которые регламентируют назначение, категории или разновидности стандартных образцов (СО), требования, определяющие порядок допуска к применению СО, а также общие требования к СО в части их метрологических характеристик как основного отличительного признака СИ вообще, а также к СО как одной из разновидностей СИ.
В последующих разделах стандарта эти общие положения развиваются и конкретизируются. В пунктах М.16 и М.17 настоящих Рекомендаций приведены дополнительные разъяснения по этим общим положениям.
4.1. (МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СО)
М.2. Из приведенного в пункте стандарта перечня видов метрологических работ, для которых предназначены СО, следует, что все СО по метрологической классификации средств измерений надлежит относить к эталонам или "метрологическим СИ" [1], т.к. они предназначены либо для установления метрологических характеристик других СИ, методик выполнения измерений (МВИ) или СО других разновидностей, либо для метрологического контроля СИ и МВИ с целью определения соответствия их метрологических характеристик установленным требованиям, что вполне соответствует определению понятия "эталон", принятому в государствах, входящих в Содружество Независимых Государств.
На практике многие СО утвержденных типов включены в состав государственных поверочных схем (ГПС) в качестве образцовых СИ (ОСИ - рабочих эталонов), например: в ГПС для СИ удельной теплоемкости в диапазоне до 1800 К (ГОСТ 8.159-75) СО входят в качестве ОСИ 1-го разряда; в ГПС для СИ поверхностной плотности и толщины ленточных материалов (ГОСТ 8.537-85) СО входят в качестве ОСИ 1 -го и 2-го разрядов и т.д.
Но вместе с тем поверка большого количества разнообразных СИ осуществляется не на основе поверочных схем, так как разработка ГПС не является обязательной для всех видов СИ, а только для тех, где создание централизованной системы передачи единиц организационно и экономически целесообразно [2].
Такие средства измерений поверяют в соответствии с утвержденными нормативными документами (НД) на методики поверки с использованием эталонов (ОСИ), указанных в этих документах, но не входящих в ГПС, что не меняет правовой и метрологической роли таких эталонов.
Эти же принципы полностью реализуются и в системе калибровки СИ, где правила и технические процедуры практически ничем не отличаются от системы поверки СИ.
Это обстоятельство подчеркнуто в примечаниях 1 и 2 к пункту 4.1, где указывается, что СО используются в качестве "единственного эталонного звена" во многих видах измерений.
Поэтому метрологические службы предприятий и других юридических лиц, в обязанности которых входит ведение учета СИ, выделяют из общего их списка отдельный перечень СИ, подлежащих поверке, в который наряду с эталонами следует также включать ГСО или вести отдельный их перечень с указанием в нем межгосударственных СО (далее - МСО) и ГСО, применяемых на конкретном предприятии в качестве эталонов.
4.2. (КАТЕГОРИИ СО)
М.3. Категории стандартных образцов - МСО, ГСО, ОСО и СОП, установленные стандартом, определяют, в первую очередь, правовые границы их признания, соответствующие пределам правовой компетенции органов, утвердивших (признавших) стандартные образцы.
Из четырех категорий СО, установленных стандартом, три - ГСО, ОСО и СОП - являются традиционными, широко вошедшими в практику; категория "межгосударственный СО" определена и введена в соответствии с нормативным документом [3]. Общие требования к межгосударственным СО, порядку их создания и признания содержатся в нормативных документах МГС [3], [4], которые здесь не излагаются. Необходимо только отметить, что МСО могут быть созданы как новые разработки с участием одной или нескольких стран, входящих в СНГ, либо путем признания в качестве МСО национальных ГСО сотрудничающих стран. Официальные
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>