Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 31 мая 2005 г. N 111-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
РУКОВОДСТВО
ПО ПРИМЕНЕНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ Р ИСО 9001
Statistical methods. Guidance on application
for according to GOST R ISO 9001
ISO/TR 10017:2003
Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000
(IDT)
ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005
Группа Т59
ОКС 03.120.30
Дата введения
1 июля 2005 года
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2005 г. N 111-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/ТО 10017:2003 "Руководство по статистическим методам применительно к ИСО 9001:2000" (ISO/TR 10017:2003 "Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном Приложении А.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
Введение
Цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы помочь организациям в выборе статистических методов, используемых при разработке, внедрении, поддержке и улучшении системы менеджмента качества согласно требованиям ИСО 9001:2000.
Необходимость применения статистических методов вызвана изменчивостью в поведении и результатах фактически всех процессов даже в условиях очевидной стабильности. Такая изменчивость наблюдается для количественных характеристик изделий и процессов, а также для данных, используемых на различных стадиях жизненного цикла изделий - от исследования рынка до сервисного обслуживания и окончательной утилизации изделий.
Статистические методы используют при измерении, описании, анализе, интерпретации и моделировании такой изменчивости даже при наличии относительно ограниченного количества данных. Статистический анализ этих данных может способствовать лучшему пониманию характера, степени и причин изменчивости. Это может помочь в решении и даже предотвращении проблем, обусловленных такой изменчивостью.
Таким образом, статистические методы позволяют лучше использовать имеющиеся данные для принятия решения и тем самым способствуют повышению качества продукции и процессов, а также достижению удовлетворенности потребителя. Статистические методы применяют на стадиях исследования рынка, проектирования, разработки, производства, верификации, монтажа и обслуживания.
Настоящий стандарт предоставляет организациям руководство по выбору статистических методов. Критерии определения потребности в статистических методах и пригодности выбранных методов остаются прерогативой организаций.
Статистические методы, описанные в настоящем стандарте, пригодны также для использования с другими стандартами серии ИСО 9000.
1. Область применения
Настоящий стандарт представляет собой руководство по выбору статистических методов при разработке, внедрении, поддержке и улучшении системы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001. Руководство разработано на основе требований ИСО 9001, которые предполагают использование количественных данных и последующий выбор статистических методов для их обработки.
Статистические методы, приведенные в настоящем стандарте, не ограничивают организации в использовании иных подходящих для них методов. Кроме того, настоящий стандарт не регламентирует сами статистические методы и способы их применения.
Стандарт не предназначен для контрактных, регламентных или сертификационных целей, он также не устанавливает перечень обязательных для применения статистических методов, контролируемый при проверке выполнения требований ИСО 9001. Обоснованием для применения статистических методов является то, что их применение способствует повышению эффективности системы качества.
Примечание. Применяемый в настоящем стандарте термин "продукция" является универсальным и используется в соответствии с ИСО 9000 по отношению к изделиям, услугам, обработанным материалам или комбинации этих категорий.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
3. Определение потенциальных потребностей
в статистических методах
Потребности в количественных данных, связанные с выполнением требований ИСО 9001, определены в таблице 1. Для каждой потребности приведены один или несколько статистических методов.
Примечание. Статистические методы могут применяться и для качественных данных, если их можно преобразовать в количественные.
Таблица 1
Потребности в количественных данных
и соответствующих статистических методиках
-----------------------T---------------------T----------------------------¬
¦ Пункт/подпункт ИСО ¦ Потребность ¦ Статистический метод ¦
¦ 9001 ¦ в использовании ¦ ¦
¦ ¦количественных данных¦ ¦
+----------------------+---------------------+----------------------------+
¦4. Система менеджмента¦ ¦ ¦
¦качества ¦ ¦ ¦
¦4.1. Общие требования ¦См. введение ¦ ¦
+----------------------+---------------------+----------------------------+
¦4.2. Требования ¦ ¦ ¦
¦к документации ¦ ¦ ¦
¦4.2.1. Общие положения¦Не определена ¦ ¦
¦4.2.2. Руководство ¦ ¦ ¦
¦по качеству ¦ ¦ ¦
¦4.2.3. Управление ¦ ¦ ¦
¦документацией ¦ ¦ ¦
¦4.2.4. Управление ¦ ¦ ¦
¦записями ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------------+----------------------------+
¦5. Ответственность ¦ ¦ ¦
¦руководства ¦ ¦ ¦
¦5.1. Обязательства ¦Не определена ¦ ¦
¦руководства ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------------+----------------------------+
¦5.2. Ориентация ¦Определить требования¦См. 7.2.2 таблицы ¦
¦на потребителя ¦клиента ¦ ¦
¦ ¦Оценить удовлетворен-¦См. 8.2.1 таблицы ¦
¦ ¦ность потребителя ¦ ¦
+----------------------+---------------------+----------------------------+
¦5.3. Политика в ¦ ¦ ¦
¦области качества ¦ ¦ ¦
¦5.4. Планирование ¦ ¦ ¦
¦5.4.1. Цели в области ¦ ¦ ¦
¦качества ¦ ¦ ¦
¦5.4.2. Планирование ¦ ¦ ¦
¦создания ¦ ¦ ¦
¦и развития системы ¦ ¦ ¦
¦менеджмента качества ¦ ¦ ¦
¦5.5. Ответственность, ¦Не определена ¦ ¦
¦полномочия и обмен ¦ ¦ ¦
¦информацией ¦ ¦ ¦
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>