Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 ноября 2014 г. N 1651-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОННЕЛИ АВТОДОРОЖНЫЕ
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ НОРМИРУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ
Road tunnels. Methods of normative performance measurements
ГОСТ Р 56239-2014
ОКС 91.040
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им. С.И. Вавилова" (ООО "ВНИСИ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1651-ст.
4. Введен впервые.
5. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на освещение автодорожных тоннелей и устанавливает методы измерения нормируемых параметров.
Настоящий стандарт применяют при сдаче в эксплуатацию новых или реконструированных автодорожных тоннелей (приемосдаточные испытания) для подтверждения соответствия фактических значений параметров освещения нормативным значениям, а также при их эксплуатации (инспекционный контроль) с целью проверки соответствия отдельных параметров освещения установленным значениям.
Аварийное освещение автодорожных тоннелей по ГОСТ Р 55843.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8711-93 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам
ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров
ГОСТ Р 55843 (МКО 193:2010) Освещение аварийное автодорожных тоннелей. Нормы
ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392 и ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Транспортная зона тоннеля: часть строительного комплекса автодорожного тоннеля, содержащая непосредственно проезжую часть, заключенную между въездным и выездным порталами.
3.2. Контрольный участок: часть транспортной зоны тоннеля, для которой производят измерения нормируемых параметров освещения.
3.3. Фотоэлектрический яркомер: прибор для измерения средней яркости измеряемого поля на основе преобразования видимого излучения в электрический ток.
3.4. Цифровой яркомер: измерительный оптико-электронный прибор с ПЗС матрицей для получения изображения измеряемого поля с распределением яркости.
3.5. Тест-образец: фрагмент покрытия проезжей части тоннеля установленных размеров и светоотражающих свойств, используемый в качестве заменителя реального покрытия данного типа при измерении яркости дорожного покрытия.
Примечание. Тест-образец изготавливают в лабораторно-заводских условиях или вырубают из реального дорожного покрытия.
3.6. Стационарный способ измерения: способ измерения яркости, при котором яркомер в момент фиксации показаний или яркостных изображений неподвижен.
3.7. Мобильный способ измерения: способ измерения яркости, при котором яркомер устанавливают на транспортное средство, а показания или яркостные изображения фиксируют в заданные моменты времени при его движении.
Примечание. Мобильный способ предпочтителен, поскольку позволяет не перекрывать движение транспорта на испытуемом участке тоннеля при проведении измерений.
4. Условия проведения измерений
4.1. Измерения проводят при относительной влажности в тоннеле не более 90% и при отсутствии видимого задымления.
При проведении измерений яркомером непосредственно в пространстве тоннеля, при температурах, выходящих за пределы его рабочих температур, его следует размещать в специальном боксе с термостатированием.
Температуру воздуха в тоннеле измеряют в начале и в конце измерений.
4.2. Дорожное покрытие на измеряемом участке должно быть сухим, чистым (без пятен, луж и т.п.), однородным (без заплаток и трещин) и накатанным в течение не менее полугода.
Поверхность стен на измеряемом участке должна быть сухой и чистой.
4.3. Для проведения измерений выбирают участки тоннеля, на которых отсутствует посторонний свет от сигнальных или информационных приборов.
4.4. При проведении измерений мобильным способом необходимо принять меры по исключению попадания света на измеряемый участок дорожного покрытия и стен тоннеля от фар и сигнальных огней автомобиля, с помощью которого проводят измерения.
При мобильном способе измерения яркости дорожного покрытия с использованием тест-образца необходимо исключить попадание света на тест-образец от фар и сигнальных огней автомобиля, с помощью которого проводят измерения.
4.5. Для исключения действия света фар проезжающих автомобилей измерения проводят:
- при полностью перекрытом движении транспорта в тоннеле в случае применения стационарного способа;
- при расстоянии от контрольного участка до ближайших автомобилей, едущих впереди по ходу движения, не менее 100 м, а едущих навстречу в тоннелях с двусторонним движением, - не менее 150 м при применении мобильного способа.
4.6. При приемосдаточных испытаниях перед началом измерений заменяют все вышедшие из строя лампы или осветительные приборы (ОП) на участке тоннеля, содержащем контрольный участок, и примыкающие к нему участки, равные ему по длине.
4.7. При инспекционном контроле измерения проводят без предварительной подготовки ОП, а в протоколе измерений фиксируют наличие неработающих ОП на участке тоннеля, определяемом аналогично 4.6.
4.8. В начале и в конце измерений проводят контроль напряжения питания по показаниям электроизмерительных приборов, установленных в распределительных щитах электрических сетей освещения.
4.9. Измерения проводят после стабилизации светового потока в осветительной установке (ОУ) при ее включении.
5. Требования к средствам измерений
Для измерений используют поверенные яркомеры с измерительными преобразователями излучения, имеющими суммарный предел допускаемой относительной погрешности не более +/- 10%.
Для измерения напряжения в сети применяют вольтметры класса точности не ниже 1,5 по ГОСТ 8711.
6. Методы измерений яркости дорожного покрытия и стен
6.1. Общие положения
6.1.1. В дневном режиме работы ОУ измерения проводят в первой половине пороговой зоны и во внутренней зоне. В переходной зоне измерения проводят только в случае принятого ступенчатого распределения яркости отдельно для каждой ступени яркости.
Примечание. Для коротких тоннелей при отсутствии внутренней зоны измерения проводят только в первой половине пороговой зоны.
6.1.2. В ночном режиме работы ОУ измерения проводят, если принятый при проектировании уровень яркости дорожного покрытия в ночном режиме отличается от уровня яркости дорожного покрытия внутренней зоны в дневном режиме.
6.1.3. Для проведения измерений в зонах, указанных в 6.1.1 и 6.1.2, выбирают контрольные участки проезжей части и стен. Контрольные участки стен выбирают по обеим сторонам выбранного контрольного участка проезжей части.
6.1.4. Контрольный участок проезжей части выбирают на прямолинейном в плане горизонтальном или с небольшим, но постоянным уклоном участке тоннеля, с дорожным покрытием, отвечающим требованиям 4.2. Отклонения от указанных требований отражают в протоколе измерений.
6.1.5. Контрольный участок в измеряемой яркостной зоне по возможности должен отстоять от примыкающих к ней других яркостных зон настолько, чтобы исключить влияние ОП, располагаемых в этих зонах, на результаты измерений.
6.1.6. Длину контрольного участка проезжей части и стен, кратную продольному шагу ОП, выбирают в диапазоне 15 - 25 м.
Примечание. При размещении ОП сплошной линией длину контрольного участка не связывают с шагом ОП.
Поперечный размер контрольного участка проезжей части должен соответствовать всей ее ширине, включая не отделенные перегородкой или колоннами полосы встречного движения. Поперечный размер контрольного участка стен ограничивают высотой 2 м от уровня пешеходного прохода (банкетки), а при его отсутствии - от уровня проезжей части.
6.1.7. Расположение точек измерений на проезжей части и стенах контрольного участка показано на примере тоннеля с двумя полосами движения на рисунке 1.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>