Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 18 сентября 2014 г. N 1129-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Air transport.
Safety management system of aviation activity
of service providers. Typical safety management manual
of approved maintenance organizations. General requirements
ГОСТ Р 56121-2014
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1129-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1. Область применения
В соответствии с установленными требованиями каждый поставщик обслуживания обязан разработать и задокументировать собственную систему менеджмента безопасности авиационной деятельности. Функционирование системы должно осуществляться в рамках Государственной программы по безопасности полетов в целях достижения приемлемого уровня безопасности при эксплуатации воздушных судов. В основе менеджмента безопасности авиационной деятельности находятся принципы системного подхода к управлению, а основным документом в системе является "Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности".
Настоящий стандарт распространяется на систему менеджмента безопасности авиационной деятельности организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) авиационной техники (АТ) и устанавливает общие требования к "Руководствам по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности" в составе управленческой документации организаций по ТОиР АТ.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 54080-2010 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54080 и [1].
Примечание. В целях настоящего стандарта вместо термина "безопасность полетов" по [1] применен термин "безопасность авиационной деятельности". Соответственно, встречающийся в тексте термин "безопасность полетов" следует понимать как "безопасность авиационной деятельности".
4. Требования к Руководству по системе менеджмента
безопасности авиационной деятельности
поставщиков обслуживания
4.1. Общие требования
Согласно стандартам и рекомендуемой практике <1> ИКАО <2>, эксплуатационная документация является одним из важных элементов поддержания летной годности воздушных судов и обеспечения безопасности полетов. Документация, используемая в управленческой деятельности организации по ТОиР АТ, включая менеджмент безопасности авиационной деятельности, образует систему документации по безопасности авиационной деятельности.
--------------------------------
<1> Standards and Recommended Practices, SARPS, англ. - стандарты и рекомендуемая практика (ИКАО).
<2> ИКАО (ICAO, International Civil Aviation Organization, англ.) - международная организация гражданской авиации.
В свете SARPS ИКАО при подготовке документации по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиком обслуживания должно быть учтено, что систему документации в этой области образуют следующие виды документации:
- SARPS ИКАО;
- действующие руководящие документы государства регистрации;
- эксплуатационная документация разработчика АТ;
- производственно-техническая документация и производственно-контрольная документация организации по ТОиР АТ;
- организационно-распорядительная документация (ОРД) организации по ТОиР АТ.
Такие виды документации, как производственно-техническая документация, производственно-контрольная документация и ОРД, разрабатываются организацией по ТОиР АТ для собственного применения. Производственно-техническая документация и производственно-контрольная документация предназначены для осуществления производственных процессов по ТОиР АТ, а ОРД определяет правила технической эксплуатации АТ в конкретной организации по ТОиР АТ.
Документация по безопасности авиационной деятельности самостоятельно разрабатывается и формируется организацией по ТОиР АТ применительно к кругу задач своей деятельности, определенной сертификатами государства регистрации. Эта документация, относящаяся к управленческому виду документации, выступает как инструмент, средство или способ осуществления процессов в сфере менеджмента безопасности авиационной деятельности. Эта документация должна быть представлена на одобрение в уполномоченные органы государства регистрации организации по ТОиР АТ, и ее применение в системе менеджмента безопасности авиационной деятельности разрешается после данного одобрения.
Наиболее важным этапом документирования системы менеджмента безопасности авиационной деятельности является разработка "Руководства по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности" (далее - Руководство) как основополагающего документа, регламентирующего организацию процессов менеджмента безопасности авиационной деятельности и формулирующего требования и процедуры безопасности авиационной деятельности в области технической эксплуатации АТ. При этом необходимо соблюдать установленные требования к взаимосвязи Руководства с соответствующими разделами другой ОРД организации по ТОиР АТ, например, "Руководства по деятельности", "Руководства по качеству", "Руководства по производству полетов" и др. Согласно этим требованиям соответствующие разделы документации, связанной с системой менеджмента безопасности авиационной деятельности, должны быть включены в названные утвержденные документы.
Система менеджмента безопасности авиационной деятельности каждой организации по ТОиР АТ должна соответствовать масштабам ее деятельности и сложности предоставляемых авиационных продуктов и услуг, поэтому и Руководства этих организаций, основываясь на общих принципах работы, могут существенно различаться. Эти различия обусловлены различием видов и объемов реализуемых услуг, типами эксплуатируемых воздушных судов, климатическими и физико-географическими особенностями районов выполнения полетов, организационной структурой организаций по ТОиР АТ и др.
4.2. Цели Руководства
Отличительной особенностью систем управления безопасностью полетов является то, что вся деятельность по управлению безопасностью полетов должна быть документирована и наглядна. Отсюда следует, что документация является важнейшим элементом систем управления безопасностью полетов. [1, пункт 8.8.1]
Целями Руководства являются:
- формулирование требований к безопасности авиационной деятельности при технической эксплуатации АТ;
- описание процедур решения задач проактивной профилактики авиационных происшествий и процедур прогностического менеджмента безопасности авиационной деятельности, обеспечивающих соответствие характеристик и показателей организации по ТОиР АТ в области безопасности авиационной деятельности, установленных Государственной программой по безопасности полетов.
Руководство по системам управления безопасностью полетов - главный источник информации для всей организации о подходе организации к безопасности полетов. [1, раздел 7-ДОБ 2-4, пункт 8.8.3]
Руководство является документом, обязательным к исполнению. С этой целью все нормы и правила, указанные в Руководстве, должны быть отражены в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях сотрудников. Результатом реализации процессов и процедур Руководства должна стать такая организационная культура, которая способствует внедрению безопасной практики, поощряет эффективный обмен информацией о безопасности авиационной деятельности и обеспечивает активный менеджмент безопасности авиационной деятельности.
4.3. Область применения Руководства
SARPS ИКАО очерчены концептуальные рамки для систем менеджмента безопасности авиационной деятельности, состоящие из следующих четырех компонентов и двенадцати элементов.
1. Политика и цели в области безопасности полетов: 1.1. Обязательства и ответственность руководства. 1.2. Ответственность за безопасность полетов. 1.3. Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>