Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 22 октября 2015 г. N 1617-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
АКУСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО
РЕСУРСА БОКОВЫХ РАМ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Technical diagnostics. Acoustic method of diagnostics
and evaluation a residual resource of side frames
trucks wagons. General requirements
ГОСТ Р 56666-2015
ОКС 77.040.10
Группа Т59
Дата введения
1 июля 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") при участии Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 132 "Техническая диагностика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 октября 2015 г. N 1617-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Боковые рамы тележек грузовых вагонов относятся к одним из наиболее ответственных силовых элементов подвижного состава, разрушение которых приводит к серьезным последствиям.
Совершенствование технологии изготовления позволяет существенно уменьшить вероятность разрушения рам вследствие наличия литейных дефектов, однако опасность появления и развития усталостных трещин остается.
В процессе эксплуатации рамы в структуре ее металла происходит накопление рассеянных повреждений, не обнаруживаемых традиционными методами дефектоскопии, регламентированными ГОСТ 32699, что приводит к появлению опасной макротрещины, распространение которой в литой структуре происходит очень быстро, в связи с чем желательно не допускать ее возникновения особенно в местах концентрации напряжений.
Технические возможности применяемых на железнодорожном транспорте методов дефектоскопии не могут быть использованы для оценки деградации металла рам на стадиях до появления опасных макродефектов, хотя именно эти стадии и представляют основной интерес для построения методик оценки фактического (а не нормативного) остаточного индивидуального ресурса рамы.
Накопленные к настоящему времени результаты теоретических и экспериментальных исследований показывают, что методики контроля состояния металла технических объектов на этапах их эксплуатации до появления макродефектов могут быть построены на основе современных методов физической акустики.
Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения методической основы применения акустического метода для диагностирования и оценки индивидуального остаточного ресурса боковых рам тележек грузовых вагонов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к методу выполнения акустических измерений для диагностирования и оценки остаточного ресурса боковых рам тележек грузовых вагонов, соответствующих ГОСТ 32400.
Стандарт может быть использован для определения остаточного ресурса боковых рам по истечении назначенного срока службы и последующего назначения нового назначенного срока службы.
Расчетно-экспериментальный метод, рекомендуемый настоящим стандартом, допускает применение дополнительных методов разрушающего и неразрушающего контроля, а также расчетных методов механики поврежденной среды с целью уточнения оценки остаточного ресурса.
Настоящий стандарт устанавливает:
- содержание и порядок проведения процедур измерений при акустическом контроле эксплуатационной поврежденности материала боковых рам тележек грузовых вагонов;
- требования к аппаратуре и программному обеспечению, применяемым в процессе измерений;
- требования к метрологическому обеспечению метода и используемой аппаратуры;
- требования к оформлению результатов контроля.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 12.1.001-89 Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.038-82 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.013.3-2002 Машины ручные электрические. Частные требования безопасности и методы испытаний шлифовальных, дисковых шлифовальных и полировальных машин с вращательным движением рабочего инструмента
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2768-84 Ацетон технический. Технические условия
ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 6616-94 Преобразователи термоэлектрические. Общие технические условия
ГОСТ 16465-70 Сигналы радиотехнические измерительные. Термины и определения
ГОСТ 17299-78 Спирт этиловый технический. Технические условия
ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия
ГОСТ 30489-97 (ЕН 473:1992) Квалификация и сертификация персонала в области неразрушающего контроля. Общие требования
ГОСТ 32400-2013 Рама боковая и балка надрессорная литые тележек железнодорожных грузовых вагонов
ГОСТ 32699-2014 Рама боковая и балка надрессорная литые трехэлементных двухосных грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Методы неразрушающего контроля
ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р 55725-2013 Контроль неразрушающий. Преобразователи ультразвуковые пьезоэлектрические. Общие технические требования
ГОСТ Р ИСО 5725-2-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 эксплуатационная поврежденность: Безразмерная величина, изменяющаяся в процессе эксплуатации боковой рамы от 0 в начале эксплуатации до 1 при переходе материала рамы в предельное состояние по ГОСТ 27.002, вычисляемая на основании результатов акустических измерений и использующаяся в расчетных методах механики поврежденной среды.
3.1.2 поверхностная поврежденность: Поврежденность материала боковой рамы в поверхностном слое глубиной до 1 мм, усредненная по пути распространения импульса поверхностных акустических волн Рэлея (база преобразователя).
3.1.3 объемная поврежденность: Поврежденность материала боковой рамы, усредненная по толщине в зоне измерений и ширине преобразователя продольных упругих волн.
3.1.4 микроповреждения: Структурные микродефекты (микропоры, микротрещины и т.п.), не обнаруживаемые стандартными методами дефектоскопии, развивающиеся в процессе эксплуатации рамы и приводящие к появлению опасной трещины.
3.1.5 опорный импульс: Специально сформированный импульс, относительно которого вычисляется задержка импульса поверхностной акустической волны Рэлея.
3.1.6 относительный пробег: Отношение пробега вагона на момент диагностирования к фактическому ресурсу рамы.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
tR(i) - задержки импульса упругих поверхностных волн Рэлея относительно опорного импульса при n повторных измерениях, нс, i = 1, ..., n;
tR - среднее значение задержки импульса упругих поверхностных волн Рэлея относительно опорного импульса, нс;
- значение задержки tR, приведенное к 20 °C, нс;
- значение tR(i) для новой рамы, нс;
- среднее значение задержки tR для новой рамы, нс;
- значение задержки , приведенное к 20 °C, нс;
- предельное значение задержки tR перед появлением макродефекта;
- поверхностная поврежденность;
T - температура поверхности диагностируемой рамы, °C;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>