RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 56825-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 3 декабря 2015 г. N 2104-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Intellectual property. Management of state
academy of sciences

ГОСТ Р 56825-2015

ОКС 03.140

Дата введения
1 июня 2016 года

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС).
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2015 г. N 2104-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Под управлением интеллектуальной собственностью понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности и их использование в экономической деятельности, включая:
- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;
- установление правил распределения и оформления интеллектуальных прав, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в том числе на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);
- организацию учета, оценки и использования интеллектуальной собственности, в том числе для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;
- создание системы управления рисками в сфере интеллектуальной собственности;
- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны, оборота и правовой защиты интеллектуальной собственности;
- подготовку/переподготовку кадров в сфере интеллектуальной собственности;
- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла интеллектуальной собственности.
В то же время, проводимая ранее (с 2005 г.) оптимизация государственного сектора науки в соответствии с положениями Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями науки не позволила решить основные задачи оптимизации и реструктуризации имущественных комплексов государственных научных организаций с использованием интеллектуальной собственности: повышение эффективности организаций государственного сектора науки, создание условий для привлечения инвестиций и сохранения научного профиля научных организаций, обеспечение имущественных основ для формирования недостающих элементов государственного сектора науки.
В 2013 г. произошло объединение Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук путем присоединения к последней. В процессе реорганизации государственных академий обозначились многие проблемы управления интеллектуальной собственностью, требующие своего разрешения, но которые не нашли разрешения в новых уставах этих академий и нормативных актах их учредителей.
Главным активом остается накопленный в государственных академиях наук научно-технический потенциал результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, проводимых при бюджетном финансировании. В составе современного имущественного комплекса академий наук эти объекты и права на них не всегда учтены, что чревато возможностью их полной утраты.
Вступление России в ВТО с последующими санкциями в отношении Российской Федерации в условиях перехода к новому технологическому укладу и обострения конкурентной борьбы за передел международного разделения труда, рынков товаров и ресурсы актуализировали проблемы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности.
Основной правовой формой отношений между государственной академией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, стали договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. Однако при этом, как правило, в этих договорах отсутствуют экономические и правовые механизмы легального использования на возмездной основе предшествующей интеллектуальной собственности, что не способствует инновационной мотивации участников этого процесса (автора - через вознаграждение, правообладателя - через роялти, заказчика - через снижение себестоимости инновационной продукции).
Таким образом, низкая эффективность управления интеллектуальной собственностью в секторе академической науки и государственного регулирования использования полученных результатов интеллектуальной деятельности в инновационном развитии страны предопределяют также актуальность данного стандарта.

1 Область применения

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении трех самостоятельных сфер общественных отношений, связанных с 1) интеллектуальной собственностью, 2) академической наукой и 3) управлением.
Для первой области - интеллектуальной собственности, следует отметить следующие ее базовые черты применительно к академической науке, определяющие особенности правовых режимов ее правовой охраны и использования:
- проведение разграничения между охраняемыми, охраноспособными и неохраняемыми объектами в сфере академической науки;
- формализация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- абсолютный и исключительный характер действия права на объекты интеллектуальной собственности;
- территориальная и временная ограниченность действия исключительного права;
- связь с личными интересами автора и значимыми общественными интересами.
Для второй области - академической науки, следует отметить следующие ее базовые черты, предопределяющие особенности правового статуса основных субъектов отношений в этой сфере применительно к интеллектуальной собственности и управления ею:
- многообразие сфер и видов научной деятельности с преобладанием фундаментальных и поисковых научных исследований, где не всегда очевидно создание потенциальных объектов интеллектуальной собственности;
- возрастание в секторе академической науки доли прикладных научных исследований (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач) и проблемно-ориентированных научных исследований (исследования, направленные на решение проблем и получение результатов, потенциально пригодных для относительно широкого применения, которые при положительном результате могут быть использованы при создании определенного спектра технологий и продуктов);
- многоплановость тем научных исследований и получаемых результатов (от искусства и экономики до медицины, сельского хозяйства и архитектуры);
- преобладание государственного заказа и бюджетного финансирования при проведении научных исследований;
- реорганизация системы управления академической наукой.
Область управления реализуется через государственную научно-техническую политику и должна способствовать: развитию отечественного промышленного наукоемкого производства; преумножению научно-технического потенциала страны; созданию и введению в гражданский оборот отечественной конкурентоспособной инновационной и высокотехнологичной продукции, основанной на инновационных технологиях; формированию в России благоприятного экономического климата, направленного на импортозамещение и повышение конкурентоспособности российской экономики и роста общественного благосостояния; развитию инновационных подходов в области творческих индустрий, прежде всего, в области науки, литературы и искусства.
Применение настоящего стандарта позволит определить подходы к выявлению и управлению рисками через установление правил и процедур по управлению интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук.
Целью настоящего стандарта является введение процедур и правил, регулирующих отношения управления интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук, как во внешних отношениях с органами государственной власти, так и внутри между академическими структурами.
К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:
- создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов, в том числе при бюджетном финансировании;
- обеспечение гибкости системы процедур и правил (широкого выбора вариантов управления исключительными (имущественными) правами);
- регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении различных по уровню и сферам научных исследований в государственных академиях наук;
- выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;
- выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы управления рисками в указанной сфере в целом;
- обеспечение эффективности учетной политики и повышение уровня коммерциализации исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в академической науке, в т.ч. принадлежащие Российской Федерации, при управлении интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55384-2012 Интеллектуальная собственность. Научные открытия
ГОСТ Р 55385-2012 Интеллектуальная собственность. Научные произведения
ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения
ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.
ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения.
ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!