Вопрос: Российская организация приобрела в Белоруссии экскаватор на базе шасси 2014 года выпуска полной массой 26 тонн категории N3G и ввезла его в Российскую Федерацию. При получении в таможенном органе паспорта транспортного средства она уплатила утилизационный сбор в размере 435 000 руб. по ставке, установленной для специализированных транспортных средств. В настоящее время организация считает, что неправильно исчислила утилизационный сбор и нужно было применять ставку, установленную для специальных транспортных средств. Права ли организация? Какие действия она должна предпринять, если утилизационный сбор ошибочно уплачен в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате?
Ответ: В связи с тем что экскаватор является транспортным средством, предназначенным для выполнения специальных функций, для выполнения которых требуется специальное оборудование, данное транспортное средство является специальным транспортным средством.
Для расчета суммы утилизационного сбора в отношении экскаватора подлежат применению базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора - 150 000 руб. и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 1, установленные для новых специальных транспортных средств. Таким образом, размер подлежащего уплате в отношении экскаватора утилизационного сбора составляет 150 000 руб.
Организация может в течение трех лет с уплаты утилизационного сбора обратиться в таможенный орган, проставивший отметку на паспорте транспортного средства об уплате утилизационного сбора, с заявлением о возврате с приложением необходимых документов.
Обоснование: В соответствии с п. 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление), утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением (далее - Перечень).
Разделом II Перечня для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств указанных категорий, в частности для новых транспортных средств полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн (п. 12 Перечня), установлены базовая ставка в размере 150 000 руб. и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 2,9.
Разделом III Перечня для специальных транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории (п. 15 Перечня - специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей), для новых специальных транспортных средств установлены базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в размере 150 000 руб. и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 1.
Перечнем не определено содержание понятий "специализированное транспортное средство" и "специальное транспортное средство".
Согласно сноске 2 к Перечню категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент). При этом Техническим регламентом определены понятия "специализированное транспортное средство" и "специальное транспортное средство" (п. 5):
специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов и т.д.);
специальное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
В связи с тем что экскаватор является транспортным средством, предназначенным для выполнения специальных функций, для выполнения которых требуется специальное оборудование (в данном случае - экскаваторное), данное транспортное средство, по нашему мнению, является специальным транспортным средством.
На основании положений п. 15 разд. III Перечня для расчета суммы утилизационного сбора в отношении экскаватора подлежат применению базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора, равная 150 000 руб., и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 1, установленные для новых специальных транспортных средств. Таким образом, размер подлежащего уплате в отношении экскаватора утилизационного сбора составляет 150 000 руб.
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора регламентирован разд. V Правил.
В соответствии с п. 24 Правил в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктами 25 - 27 Правил регламентировано, что заявление о возврате либо зачете в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:
а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;
б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается уполномоченным представителем плательщика.
Согласно положениям п. 28 Правил юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны также представить:
документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление или надлежащим образом заверенную копию указанного документа;
документ, подтверждающий правопреемство, в случае если заявление подается правопреемником лица, уплатившего утилизационный сбор, или заверенную копию указанного документа.
Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси приведена в Приложении N 4 к Правилам. Форма заявления о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора приведена в Приложении N 3 к Правилам.
Таким образом, организация может в течение трех лет с уплаты утилизационного сбора обратиться в таможенный орган, проставивший отметку на паспорте транспортного средства об уплате утилизационного сбора, с заявлением о возврате с приложением необходимых документов.
П.А.Лесников
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
01.10.2014