Утвержден и введен в действие
Постановлением Госстандарта СССР
от 23 июля 1975 г. N 1894
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РЕЗЕРВУАРЫ ВОЗДУШНЫЕ ДЛЯ АВТОТОРМОЗОВ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Air reservoirs for railway car automatic brakes.
Specifications
ГОСТ 1561-75
Группа Д56
Взамен
ГОСТ 1561-65
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. N 1894 срок действия установлен с 01.01.77 до 01.01.82.
Разработан:
Всесоюзным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ВНИИВ):
Зам. директора Ржавинский Б.А.;
Руководитель темы Кузьмич А.Л.;
Исполнитель Никишова Т.Е.
Уральским вагоностроительным заводом:
Руководители темы: Кривецкий А.А., Стрижов Е.Т.;
Исполнитель Павлюков Э.А.
Внесен Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения:
Зам. министра Матвеев Е.С.
Подготовлен к утверждению Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ):
Директор Верченко В.Р.
Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. N 1894.
Настоящий стандарт распространяется на воздушные резервуары для автоматических тормозов грузовых и пассажирских вагонов, электропоездов, дизель-поездов исполнения У по ГОСТ 15150-69, а также вагонов метрополитена и трамваев.
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Типы и основные параметры резервуаров должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
1 - штуцер днища; 2 - днище с отверстием;
3 - кольцо подкладное; 4 - обечайка; 5 - пробка;
6 - штуцер обечайки; 7 - днище глухое.
-----------T---------T-------T-----------------------------T----------------------
Типоразмеры¦Расчетное¦Вмести-¦ Размеры, мм ¦ Номинальный размер
резервуаров¦давление,¦мость, ¦ ¦резьбы штуцера, дюймы
¦ МПа ¦л +----T---T---T---T---T----T---+
¦(кгс/см2)¦ ¦ L ¦D ¦ R ¦S ¦S ¦ r ¦ t ¦
¦ ¦ ¦ ¦ н ¦ ¦ 1 ¦ 2 +----+---+--------T-------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не менее¦обечайки¦ днища
-----------+---------+-------+----+---+---+---+---+----T---+--------+-------------
Р7-8 ¦ 0,7 (7) ¦ 8 ¦ 210¦250¦300¦2,5¦3,0¦0,1R¦16 ¦ 1/2" ¦ 3/4"
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р7-12 ¦ ¦ 12 ¦ 300¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1/2"
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р7-24 ¦ ¦ 24 ¦ 550¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1"; 3/4"
-----------+ +-------+----+---+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р7-38 ¦ ¦ 38 ¦ 605¦300¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3/4"
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р7-55 ¦ ¦ 55 ¦ 860¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1"; 3/4"
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Р7-78 ¦ ¦ 78 ¦1210¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р7-100 ¦ ¦ 100 ¦1510¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3/4"
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Р7-110 ¦ ¦ 110 ¦1653¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------+ +-------+----+---+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Р7-135 ¦ ¦ 135 ¦1180¦400¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----------+---------+-------+----+---+ ¦ +---+ ¦ ¦ +-------------
Р10-9 ¦1,0 (10) ¦ 9,5 ¦234 ¦250¦ ¦ ¦3,9¦ ¦ ¦ ¦ 1/2"
-----------+ +-------+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р10-20 ¦ ¦ 20 ¦475 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3/8"
-----------+ +-------+----+---+ +---+ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р10-55 ¦ ¦ 55 ¦860 ¦303¦ ¦3,9¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3/4"
-----------+ +-------+----+---+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------
Р10-100 ¦ ¦ 100 ¦1050¦358¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3/4"
-----------+ +-------+----+---+---+---+---+ +---+--------+-------------
Р10-170 ¦ ¦ 170 ¦1362¦416¦400¦4,0¦5,0¦ ¦24 ¦3/4 <*> ¦1 1/4"; 3/4";
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1/2"
-----------+ +-------+----+---+---+---+---+ +---+--------+-------------
Р10-300 ¦ ¦ 300 ¦1172¦610¦502¦5,0¦6,0¦ ¦50 ¦1/2"; 1"¦ 1 1/4"
--------------------------------
<*> По заказу потребителя.
Примечания:
1. Допускается увеличение высоты днища за счет уменьшения длины обечайки.
2. Допускается дополнительно устанавливать штуцеры на глухом днище и обечайке по согласованию с потребителем.
3. Допускается применение подкладных планок для продольных сварных соединений.
4. Отклонения фактической вместимости резервуаров от указанной в таблице не должны превышать 3%.
Пример условного обозначения резервуара с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2) вместимостью 100 л:
Резервуар Р7-100 ГОСТ 1561-75
То же, с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2):
Резервуар Р10-100 ГОСТ 1561-75
1.2. Штуцеры обечайки и днища резервуара должны иметь трубную резьбу по ГОСТ 6357-73, класс В.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Резервуары должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Детали резервуара должны изготовляться из стали следующих марок:
а) днище, обечайка, подкладные кольца и планка - 10ХНДП по ГОСТ 19281-89; 15 по ГОСТ 1050-74 и ВСт3сп5 по ГОСТ 380-71 при толщине металла 5 мм и более; 10ХНДП по ГОСТ 19281-89, 15 по ГОСТ 1050-74 и ВСт3сп2 по ГОСТ 380-71 при толщине металла от 4 до 5 мм; 4-IV-ВСт3сп или 4-IV-15 по ГОСТ 16523-70 и 10ХНДП при толщине металла 3,9 мм и менее.
Допускается применение полуспокойных сталей тех же марок для резервуаров с расчетным давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2).
Для резервуаров с расчетным давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) допускается применение полуспокойной стали по согласованию с потребителем.
По согласованию с потребителем допускается применение других материалов.
Для вагонов метрополитена допускается изготовление резервуаров из стали марок 20 по ГОСТ 1577-70 и 5-III-20 по ГОСТ 16523-70;
б) штуцер - из стали марки ВСт3 по ГОСТ 380-71 любой степени раскисления.
Допускается применение стали марок 15, 20 по ГОСТ 1050-74 или 15Л-I, 20Л-I по ГОСТ 977-65;
в) пробка - из стали Ст0, Ст1, Ст2, Ст3 любой группы и способа раскисления по ГОСТ 380-71.
Допускается изготовлять пробки из литой стали марок 15Л-I, 20Л-I, 25Л-I, 40Л-I по ГОСТ 977-65, а также из пластмасс.
2.3. Резьба штуцера и пробки должна быть чистой. Не допускаются нитки с сорванной или неполной резьбой, если их длина превышает 10% общей длины резьбы по винтовой линии.
2.4. Днища резервуара должны быть изготовлены горячей или холодной штамповкой.
Днища должны подвергаться термообработке, если температура окончания штамповки ниже 700 °C.
2.5. На участке малого радиуса отштампованного днища допускается утонение до 10% толщины листа.
2.6. Состояние поверхности обечайки и днища должно отвечать требованиям, установленным стандартами на исходный материал.
Не допускаются дефекты, образующиеся в процессе изготовления обечайки и днища резервуаров, глубиной более 0,2 мм при толщине металла до 5 мм, 0,3 мм при толщине металла свыше 5 мм и выводящие толщину металла за пределы минусового допуска.
Не допускаются надрывы и расслоения металла.
2.7. Гофр цилиндрической части днища не должен превышать 0,5 мм для днища диаметром до 400 мм и 1 мм диаметром более 400 мм.
2.8. Отклонения от правильной геометрической формы резервуара (нецилиндричность, некруглость) допускаются в пределах допуска на диаметр.
2.9. Подготовка деталей к сварке, производство сварочных работ, марки применяемых сварочных материалов должны соответствовать нормативно-технической документации на изготовление сварных конструкций железнодорожных вагонов.
2.10. Продольные и кольцевые швы должны быть выполнены встык электродуговой сваркой по ГОСТ 8713-70 или ГОСТ 14771-69.
2.11. Штуцеры должны быть приварены в центре днища и середине обечайки.
Допускается приваривать штуцер обечайки со смещением от середины на расстоянии не менее 100 мм от продольного и поперечного швов.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>