Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 12 августа 2008 г. N 169-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕПРОДУКТЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
МОТОРНЫХ ТОПЛИВ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
EN ISO 5164:2005
Petroleum products - Determination of knock characteristics
of motor fuels - Research method
(MOD)
ГОСТ Р 52947-2008
(ЕН ИСО 5164:2005)
Группа Б29
ОКС 75.080
ОКСТУ 0209
Дата введения
1 января 2009 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4, выполненного ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2008 г. N 169-ст.
4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к региональному стандарту ЕН ИСО 5164:2005 "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод" (EN ISO 5164:2005 "Petroleum products - Determination of knock characteristics of motor fuels - Research method". При этом дополнительные фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает метод определения детонационных характеристик жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя CFR или отечественного двигателя типа УИТ-85М, работающих с постоянной скоростью и с переменной степенью сжатия с использованием условной шкалы октановых чисел. Определение октанового числа по исследовательскому методу (RON) предусматривает измерение детонационных характеристик моторных топлив в автомобильных двигателях в мягких условиях эксплуатации.
1.2. Настоящий стандарт распространяется на весь диапазон шкалы от 0 до 120 RON. При этом рабочий диапазон находится в пределах от 40 до 120 RON. Испытания моторного топлива, как правило, проводят в диапазоне от 88 до 101 RON.
1.3. Настоящий стандарт может распространяться на топлива, содержащие оксигенаты до 4% масс. по кислороду.
1.4. Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, которые могут находиться вблизи двигателя CFR, могут оказывать существенное влияние на значения RON. Всплески или кратковременные изменения напряжения или частоты электрического тока также могут влиять на значения RON.
Примечания. 1. Настоящий стандарт устанавливает параметры рабочих условий в единицах СИ, однако измерения, относящиеся к двигателям CFR, приводятся в единицах дюйм-фунт, поскольку они используются при изготовлении указанного оборудования, и поэтому в настоящий стандарт включены эти единицы, приводимые в круглых скобках.
2. В настоящем стандарте термины "% масс." и "% об." означают массовые и объемные доли материала соответственно.
1.5. Настоящий стандарт не ставит своей целью решить все вопросы безопасности, связанные с его использованием. Пользователь стандарта несет ответственность за обеспечение соответствующих мер безопасности и охраны здоровья и определяет пригодность упомянутых ограничений перед его применением.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2517-85. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб (ИСО 3170 "Жидкие нефтепродукты. Руководство по ручному отбору проб", NEQ)
ГОСТ 21743-76. Масла авиационные. Технические условия.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Контрольное топливо (check fuel): топливо с заданными характеристиками, которое имеет принятое эталонное значение RON, определенное в ходе межлабораторных испытаний большого количества двигателей, находящихся в различных лабораториях.
3.2. Высота цилиндра (cylinder height): вертикальное положение цилиндра двигателя CFR по отношению к поршню в верхней мертвой точке (в.м.т.) или в верхней точке механически обработанной поверхности картера.
3.3. Показание шкалы индикатора (dial indicator reading): числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.
Примечание. Показание шкалы указателя выражают в тысячных долях дюйма или в сотых долях миллиметра.
3.4. Показание цифрового счетчика (digital counter reading): числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.
3.5. Детонометр (измеритель детонации) (detonation meter): прибор, преобразующий электрический сигнал от датчика детонации в выходной сигнал на дисплей.
3.6. Датчик детонации (detonation pickup): преобразователь магнитострикционного типа, который вкручивают в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя для определения давления в камере сгорания и обеспечения электрического сигнала, пропорционального скорости изменения давления в цилиндре.
3.7. Работа с зажиганием (firing): работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.
3.8. Соотношение топливо-воздух для максимальной интенсивности детонации (fuel-air ratio for maximum knock intensity): соотношение топливо-воздух, которое вызывает наибольшую интенсивность детонации для топлива.
3.9. Справочная таблица (guide table): представленные в виде таблицы данные установленной зависимости между высотой цилиндра и октановым числом для двигателя CFR, работающего при стандартной детонационной интенсивности и заданном барометрическом давлении.
3.10. Детонация (knock): аномальное сгорание, часто производящее слышимый звук, вызванный самовоспламенением топливно-воздушной смеси.
3.11. Интенсивность детонации (knock intensity): критерий детонации двигателя.
3.12. Датчик интенсивности детонации (knockmeter): индикаторный измеритель с делениями шкалы от 0 до 100, который фиксирует сигнал интенсивности детонации детонометра.
3.13. Моторный режим работы (режим работы при автомобильном движении) (motoring): работа двигателя без топлива с отключенным зажиганием.
3.14. Октановое число, определенное по исследовательскому методу; RON (research octane number, RON): числовой показатель стойкости топлива к детонации, полученный сравнением интенсивности его детонации с интенсивностью детонации первичных эталонных топлив с известным октановым числом по исследовательскому методу при испытании на стандартном двигателе CFR или двигателе типа УИТ-85М, работающих в условиях, установленных в настоящем стандарте.
3.15. Оксигенат (oxygenate): кислородсодержащее органическое соединение, например различные спирты или простые эфиры, используемые в качестве топлива или топливной добавки.
3.16. Первичное эталонное топливо; PRF (primary reference fuel, PRF): изооктан (2,2,4-триметилпентан), гептан, объемно пропорциональные смеси изооктана с гептаном или смеси тетраэтилсвинца в изооктане, которые использованы для построения условной шкалы октановых чисел.
3.17. Разброс (spread): чувствительность детонометра, выраженная в делениях датчика интенсивности детонации на единицу октанового числа.
3.18. Стандартизованная топливная смесь на основе толуола, смесь TSF (toluene standardization fuel blend, TSF blend): пропорциональная по объему смесь двух или более следующих веществ: толуола сорта эталонного топлива, гептана и изооктана, которая имеет принятые эталонные значения RON и заданные допуски.
4. Сущность метода
Образец топлива испытывают в двигателях типа CFR или УИТ-85 при составе топливовоздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, сравнивают со смесями первичных эталонных топлив и определяют, дает ли смесь, испытываемая при составе топливовоздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, стандартную интенсивность детонации при испытании с той же степенью сжатия. Состав смеси первичных эталонных топлив (по объему) характеризует как их октановое число, так и октановое число образца топлива.
5. Реактивы и материалы
5.1. Хладагент для рубашки цилиндра, состоящий из воды, соответствующей сорту 3 [1]. Вода используется в рубашке цилиндра в лабораториях, где ее температура кипения составляет (100 +/- 2) °C. Воду с техническим антифризом на основе гликоля следует использовать в лабораториях, расположенных над уровнем моря, для обеспечения указанной температуры кипения.
Для сведения к минимуму коррозии и минеральной окалины, которые могут изменить теплопередачу и результаты определения октанового числа, в хладагент следует добавлять техническое многофункциональное вещество для обработки воды.
5.2. Хладагент для карбюратора, состоящий из воды или смеси воды и антифриза. При необходимости его охлаждают (8.29), чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха, до температуры не менее 0,6 °C и не более 10 °C.
5.3. Смазочное масло для картера двигателя с вязкостью SAE 30, отвечающей эксплуатационной классификации SF/CD или SG/CE. Оно должно содержать моющую присадку и иметь кинематическую вязкость от 9,3 до 12,5 мм2/с при температуре 100 °C и индекс вязкости не менее 85. Не применяют масла, содержащие
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>