Введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 28 марта 2007 г. N 52-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШУМ
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ НА ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ
ЧАСТЬ 1
СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Noise. Measurement of the influence of road
surfaces on traffic noise.
Part 1. Statistical method
ISO 11819-1:1997
Acoustics. Measurement of the influence of road surfaces
on traffic noise. Part 1. Statistical Pass-By methods
(MOD)
ГОСТ 31330.1-2006
(ИСО 11819-1:1997)
Группа Т34
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ.
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 29 от 24 июня 2006 г.).
За принятие проголосовали:
---------------------T-------------------T-----------------------¬
¦Краткое наименование¦ Код страны по ¦ Сокращенное ¦
¦ страны по ¦МК (ИСО 3166)004-97¦ наименование ¦
¦МК (ИСО 3166) 004-97¦ ¦ национального органа ¦
¦ ¦ ¦ по стандартизации ¦
+--------------------+-------------------+-----------------------+
¦Азербайджан ¦ AZ ¦Азстандарт ¦
¦Беларусь ¦ BY ¦Госстандарт Республики ¦
¦ ¦ ¦Беларусь ¦
¦Кыргызстан ¦ KG ¦Национальный институт ¦
¦ ¦ ¦стандартов и метрологии¦
¦ ¦ ¦Кыргызской Республики ¦
¦Казахстан ¦ KZ ¦Госстандарт Республики ¦
¦ ¦ ¦Казахстан ¦
¦Российская Федерация¦ RU ¦Федеральное агентство ¦
¦ ¦ ¦по техническому регули-¦
¦ ¦ ¦рованию и метрологии ¦
¦Таджикистан ¦ TJ ¦Таджикстандарт ¦
¦Украина ¦ UA ¦Госпотребстандарт ¦
¦ ¦ ¦Украины ¦
L--------------------+-------------------+------------------------
4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 11819-1:1997 "Акустика. Определение влияния дорожного покрытия на транспортный шум. Часть 1. Статистический метод" (ISO 11819-1:1997 "Acoustics - Measurement of the influence of road surfaces on traffic noise - Part 1: Statistical Pass-By method"). При этом дополнительные слова и фразы, внесенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом. Отличия настоящего стандарта от примененного в нем международного стандарта ИСО 11819-1:1997 указаны во введении.
5. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2007 г. N 52-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31330.1-2006 (ИСО 11819-1:1997) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2007 г.
6. Введен впервые.
Введение
В настоящем стандарте раздел "Нормативные ссылки" изложен в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 и выделен сплошной вертикальной линией, расположенной слева от приведенного текста.
В тексте стандарта соответствующая ссылка выделена подчеркиванием сплошной горизонтальной линией.
В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 11819-1:1997 положения, отражающие потребности национальной экономики государств, указанных в предисловии, а именно:
- из нормативных ссылок перенесены в библиографию международные стандарты ИСО 10844:1994 и ИСО 13473-1:1997, МЭК 60942:2003 как не введенные в качестве межгосударственных стандартов. Добавлены ссылки на ГОСТ 17187 и ГОСТ 17168-82 как аналоги публикаций МЭК 60651:1979 и МЭК 61260:1995;
- из текста стандарта и библиографии удалены ссылки на источники, не являющиеся нормативными документами, и труднодоступные для пользователей СНГ;
- из 5.3 исключены требования к срокам поверки калибратора, поскольку они определяются не настоящим стандартом, а документами метрологических служб;
- из Приложения C удалено примечание 3, содержащее ссылку на несуществующий международный стандарт ИСО 11819-2;
- добавлены ссылки на Приложения B и C, отсутствующие в международном стандарте ИСО 11819-1.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает #статистический# метод сравнения транспортного шума, возникающего при движении различного по составу транспортного потока по различным #известным# дорожным покрытиям, с целью оценки #других# дорожных покрытий. Уровни звука, создаваемого движущимися на заданной скорости легкими и тяжелыми транспортными средствами, сопоставляются с определенным дорожным покрытием. Метод применяют для движения с постоянной скоростью от 50 км/час и более в условиях свободного транспортного потока. При условиях движения, отличных от свободного потока, таких как движение на перекрестках при скоплении транспортных средств, влияние дорожного покрытия на транспортный шум незначительно.
Данный метод сравнения дорожных покрытий по шуму дает возможность дорожным организациям и органам по защите окружающей среды установить обычный или предельный срок эксплуатации покрытия на основе точного шумового критерия. Однако определение такого критерия не является предметом рассмотрения настоящего стандарта.
Статистический метод используют:
- для классификации покрытий в обычном и хорошем состояниях по их влиянию на транспортный шум;
- для оценки влияния дорожного покрытия на транспортный шум на конкретных участках независимо от состояния и продолжительности эксплуатации покрытия. Примером применения данного метода является оценка изменения шума в соответствии с результатами измерений до ремонта (замены) покрытия и после ремонта. Однако из-за строгих требований к акустическим условиям данный метод в общем случае не следует применять для приемки работ на произвольно выбранном участке дороги.
@2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ИСО 5725-1-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения (ИСО 5725-1:1994, IDT)
ГОСТ 17187-81. Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61672-1:2002. Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Требования, NEQ)
ГОСТ 17168-82. Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61260:1995. Электроакустика - Октавные и дробно-октавные частотные фильтры, NEQ).
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.@
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Шум
3.1.1. Транспортный шум (traffic noise): шум, создаваемый в целом движением транспорта по дороге во время испытаний.
3.1.2. Шум транспортного средства (vehicle noise): суммарный шум отдельно взятого транспортного средства, двумя главными компонентами которого являются шум силовой установки (см. 3.1.4) и шум шин (см. 3.1.3).
3.1.3. Шум шин (tyre/road noise): шум, возникающий в результате взаимодействия шин с дорогой.
3.1.4. Шум силовой установки (power unit noise): шум, генерируемый двигателем транспортного средства, выхлопной системой, системой всасывания, вентиляторами, трансмиссией и т.п.
3.2. Статистический метод [Statistical Pass-By (SPB)]: метод измерения шума транспортного средства и транспортного шума, возникающего на различных участках дорожного покрытия при заданных условиях движения транспорта.
Примечание. Измерения выполняют на дороге с большим числом транспортных средств, движущихся в нормальном режиме. Результаты, полученные данным методом, нормируют к стандартным скоростям в соответствии с категорией рассматриваемой дороги.
3.3. Категории дорог по скорости
Устанавливают три категории дорог, отличающиеся диапазоном скоростей транспортного потока и связанными с ними территориями (городские, пригородные, сельские и т.д.).
3.3.1. Низкоскоростная дорога ("low" road speed category): дорога со скоростью движения транспортного потока от 45 до 64 км/час.
Примечание. Такие условия обычно связывают с городским движением.
3.3.2. Среднескоростная дорога ("medium" road speed category): дорога со скоростью движения транспортного потока от 65 до 99 км/час.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>