Утвержден и введен в действие
Приказом Росстандарта
от 30 ноября 2010 г. N 759-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КЛАССИФИКАЦИОННОГО КАТАЛОГА ОТХОДОВ
И ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ПРОДУКЦИИ
Resources saving. Waste treatment. Interconnection
of requirements of Federal classification catalogue
of waste and Russian classification of production
ГОСТ Р 54096-2010
Группа Т00, Т51
ОКС 01.110,
13.030
ОКСТУ 0004
Дата введения
1 января 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") совместно с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Самарский государственный технический университет" (ГОУ ВПО СамГТУ).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 759-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
В настоящее время система обращения с отходами производства и потребления связана в основном с регулированием вопроса размещения отходов в окружающей природной среде и снижением их вредного воздействия на человека и природу. Параллельно решаются вопросы о возможном развитии технологий повторного использования отходов в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов, при этом правовое регулирование обращения с отходами как с вторичным сырьем практически отсутствует. Использование отходов в качестве вторичных сырьевых материалов позволяет не только экономить природные ресурсы, но и наилучшим образом решать проблему негативного воздействия отходов на окружающую среду.
Одним из направлений развития правового регулирования обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами является создание нормативных правовых условий для использования природоохранных инструментов и механизмов государственного регулирования в ресурсосберегающих целях.
Настоящий стандарт обеспечивает совместимость информационных ресурсов двух действующих государственных классификационных систем: Общероссийского классификатора продукции и Федерального классификационного каталога отходов.
Настоящий стандарт развивает механизм регулирования процессов перевода отходов во вторичные материальные ресурсы, а также направлен на решение проблем нормативного и рыночного регулирования обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные принципы взаимодействия автоматизированных систем классифицирования различных видов продукции по технико-экономическим признакам и отходов с учетом возможности создания ресурсосберегающих циклов "сырье - продукция - отходы - сырье".
Настоящий стандарт распространяется на любые виды отходов производства и потребления, а также на продукцию с истекшим сроком годности, бракованную и устаревшую, которые непосредственно или после соответствующей подготовки пригодны для использования в виде вторичного сырья.
Требования настоящего стандарта применяются при разработке проектной документации, нормировании, лимитировании, лицензировании, составлении региональных кадастров и программ в сфере обращения с отходами.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и отходы оборонной продукции.
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции и отходах в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, производство и др.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51769-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления
ГОСТ Р 54098-2010. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 54098, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Федеральный классификационный каталог отходов; ФККО: классификатор отходов, представляющий собой систематизированный свод кодов и наименований видов отходов.
Примечание. ФККО содержит перечень образующихся отходов, систематизированный по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду [1, 2, 3].
3.2. Общероссийский классификатор продукции; ОКП: систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации [4].
4. Взаимосвязь требований ФККО и ОКП. Основные положения
4.1. Настоящий стандарт предназначен для обеспечения терминологического единства при выработке наименований и кодировании отходов достоверно, сопоставимо, с возможностью автоматизированной обработки информации о продукции и отходах производства и потребления, рассматриваемых в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР) (см. также ГОСТ Р 51769).
4.2. ОКП и ФККО используют при решении задач каталогизации продукции и отходов, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции и отходов по важнейшим технико-экономическим признакам.
4.2.1. Требования к формированию ФККО и ОКП:
- обеспечение принципа кодирования продукции/отходов;
- гарантия полноты охвата всех видов производимой продукции/образующихся отходов;
- определение свойств продукции/отходов;
- обеспечение гибкости классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции/отходов, не нарушая общей системы классификации.
4.3. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
4.3.1. На первой ступени классификации располагаются классы продукции , на второй - подклассы , на третьей - группы , на четвертой - подгруппы и на пятой - виды продукции .
Коды 2 - 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
4.3.2. Законодательно определена процедура регистрации продукции в ОКП [5].
4.4. В ФККО предусмотрена четырехступенчатая иерархическая классификация с цифровой тринадцатизначной системой кодирования. Кодирование основано на определении происхождения, основных свойств и степени воздействия отхода на окружающую среду [1].
4.4.1. Первая ступень классификации включает первые восемь цифр кода , которые определяют происхождение отходов, вторая ступень - девятая и десятая цифры , обозначающие агрегатное состояние и физическую форму отходов, третья ступень - одиннадцатая и двенадцатая цифры , используемые для кодирования опасных свойств отходов и/или их комбинаций, четвертая ступень - тринадцатая цифра , кодирующая класс опасности отходов для окружающей среды [1, 2, 3].
4.4.2. Законодательно определены процедура регистрации отходов в ФККО (периодическое пополнение перечня отходов), уточнение опасных свойств, классов опасности.
4.5. Действующая система классификации продукции предполагает регистрацию в ОКП отходов, являющихся ВМР.
4.5.1. Идентификация отходов как потенциальных ВМР осуществляется природопользователем самостоятельно путем отнесения этих отходов к соответствующему виду продукции в ОКП, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
4.6. Для некоторых видов продукции и отходов, зарегистрированных соответственно в ОКП и ФККО, существует полная идентичность (Приложение А).
4.7. В действующей редакции ОКП представлен ряд отходов, не зарегистрированных в ФККО (Приложение Б).
4.7.1. При внесении в ФККО дополнений (новых видов отходов) определение их наименований проводят с приоритетным использованием наименований аналогичных отходов, представленных в ОКП.
4.7.2. Приведение к единым наименованиям видов отходов и продукции в ФККО и ОКП необходимо для определения природопользователем возможности реализации отходов на стадии их инвентаризации.
4.8. Установленный в настоящем стандарте подход накладывает ограничения на захоронение определенных видов отходов, являющихся ВМР, имеющих стабильный спрос, стимулирует сбор, использование ВМР и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>