Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 ноября 2014 г. N 1680-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОРТОВЫХ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Inland water transport. Dock and harbor hydraulic
structures operation. Safety requirements
ГОСТ Р 56241-2014
Группа Т032
ОКС 47 060
Дата введения
1 сентября 2015 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Гипроречтранс" (ОАО "Гипроречтранс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1680-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Применение настоящего стандарта обеспечивает выполнение требований технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта" в части обеспечения безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта - портовых гидротехнических сооружений.
1. Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений (ПГС) в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской Федерации.
1.2 Детальные требования к эксплуатации ПГС устанавливаются соответствующими национальными и отраслевыми стандартами, а также сводами правил.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на следующие ПГС:
- причалы и причальные сооружения любых типов и конструкций (кроме временных, рассчитанных, как правило, на один сезон работы);
- берегоукрепительные сооружения любых типов и конструкций;
- оградительные сооружения (молы, волноломы, ледорезы).
1.4 При эксплуатации ПГС, имеющих культурное или историческое значение, кроме требований настоящего стандарта должны выполняться дополнительные требования, обеспечивающие сохранность их первоначального облика и конструкции.
1.5 Настоящий стандарт не распространяется на судостроительные и судоремонтные предприятия, а также на предприятия, относящиеся исключительно к ведению силовых ведомств и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
1.6 Настоящий стандарт предназначен к применению на территории Российской Федерации юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) независимо от форм собственности и подчиненности, за исключением указанных в 1.4, в том числе:
- юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими проектирование, включая инженерные изыскания, строительство, приемку в эксплуатацию, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию, вывод из эксплуатации и ликвидацию ПГС в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов и причальных сооружений на внутренних водных путях Российской Федерации;
- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за безопасностью объектов регулирования.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 аварийное расписание: Документ, регламентирующий действия при объявлении "состояния тревоги" или при объявлении аварийного состояния по предприятию.
2.2 безопасность гидротехнических сооружений: Свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов [1].
2.3 вторая группа предельных состояний: Группа расчетных предельных состояний, которые ведут к частичной непригодности сооружения к эксплуатации.
2.4
гидротехническое сооружение: Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод. [ГОСТ 19185-73, статья 48]
2.5 гидротехническое сооружение портовое; ПГС: Гидротехническое сооружение, предназначенное для обеспечения безопасности плавания, швартовки, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров.
2.6 декларация соответствия причала или причального сооружения: Документ, в котором подтверждается, что причал или причальное сооружение соответствует требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
2.7 качественная характеристика: Характеристика, не позволяющая использовать количественную шкалу для ее измерения. Для измерения качественной характеристики используются шкала наименований и порядковая (балльная) шкала.
2.8 колесоотбой: Конструкция, предохраняющая наземные транспортные средства от выезда за пределы допускаемой территории.
2.9 количественная характеристика: Характеристика, позволяющая использовать количественную шкалу для ее измерения.
2.10 линия кордона: Условная граница на плане между акваторией и территорией порта.
2.11 контроль технического состояния сооружения: Проверка соответствия значений качественных признаков и количественных параметров сооружения требованиям технической документации и определение на этой основе вида (категории) технического состояния сооружения.
2.12 критерий безопасности сооружения (качественный): Совокупность качественного признака, характеризующего наиболее значимое свойство сооружения, и правила его (признака) оценки.
2.13 критерий безопасности сооружения (количественный): Совокупность количественного параметра, характеризующего наиболее значимое свойство сооружения, и правила его (параметра) оценки.
2.14 моральный износ сооружения: Утрата сооружением возможности удовлетворения новым эксплуатационным требованиям при сохранении своих параметров, установленных проектом.
2.15 навигационная глубина акватории: Глубина воды, отсчитываемая от низкого судоходного уровня воды и равная сумме: максимальной эксплуатационной осадки расчетного судна в грузу, навигационного запаса под его днищем; запаса глубины на дифферент судна, запаса глубины на засорение акватории, запаса глубины на волнение, запаса глубины на ветровой сгон.
2.16 низкий судоходный уровень; НСУ: Уровень воды, имеющий среднемноголетнюю обеспеченность за навигационный период по кривой обеспеченности ежедневных уровней или расходов воды.
2.17 обследование технического состояния сооружения: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых количественных параметров и качественных признаков грунтов основания, строительных конструкций и оборудования, характеризующих техническое состояние сооружения.
2.18 оценка безопасности сооружения: Совокупность операций по определению уровня безопасности сооружения.
2.19 параметр продукции: Признак продукции, количественно характеризующий любые свойства или состояния сооружения.
2.20 паспорт (технический паспорт) причала или причального сооружения: Документ, в котором содержатся основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемую часть, в которую заносятся результаты технического контроля [2].
2.21 первая группа предельных состояний: Группа расчетных предельных состояний, которые ведут к полной непригодности сооружения к эксплуатации.
2.22 предельно допустимые значения критерия безопасности: Значения критерия безопасности сооружения, превышение которых соответствует переходу сооружения из одного вида (категории) технического состояния в другой, а также из одного уровня безопасности в другой.
Различают следующие предельно допустимые значения:
- К1 - значение критерия безопасности сооружения, превышение которого соответствует переходу сооружения из работоспособного состояния в ограниченно работоспособное и (или) из нормального уровня безопасности в пониженный;
- К2 - значение критерия безопасности сооружения, превышение которого соответствует переходу сооружения из ограниченно работоспособного состояния в предаварийное и (или) из пониженного уровня безопасности в неудовлетворительный;
- К3 - значение критерия безопасности сооружения, превышение которого соответствует переходу сооружения из предаварийного состояния в аварийное и (или) из неудовлетворительного уровня безопасности в опасный.
2.23 признак сооружения: Качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний сооружения.
2.24 прикордонная зона: Часть территории причала, прилегающая к кордону, в пределах которой проводится перевалка грузов с воды на берег и в обратном направлении.
2.25 причал: Портовое гидротехническое сооружение или плавсредство, имеющее швартовные, отбойные и другие устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов.
2.26 причальное сооружение: Устройство, портовое гидротехническое сооружение или плавсредство только для швартовки судов.
2.27 причальный фронт: Объект, включающий в себя один или несколько причалов или причальных сооружений.
2.28 проектная глубина акватории: Глубина воды, равная сумме навигационной глубины и запаса на заносимость.
2.29 расчетное предельное состояние: Гипотетическое предельное состояние объекта, наступающее в случае, когда внешние воздействия, характеристики материалов и другие параметры принимают наихудшими из возможных для данного момента времени, а в расчетные зависимости введены коэффициенты безопасности.
2.30 режим эксплуатации сооружения: Совокупность количественных параметров и качественных признаков, характеризующих использование сооружения по назначению.
2.31 режим эксплуатации сооружения нормальный: Режим эксплуатации сооружения, соответствующий требованиям проектной, эксплуатационной документации и паспорта.
2.32 реконструкция сооружения: Комплекс операций по изменению его первоначальных параметров или назначения.
2.33 ремонт сооружения: Комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности сооружения.
2.34 ремонт сооружения текущий: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности сооружения и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
2.35 срок службы сооружения: Календарная продолжительность от начала эксплуатации сооружения или окончания его строительства или реконструкции до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшее использование по назначению недопустимо или нецелесообразно.
2.36 территория порта: Территория в установленных границах, занимаемая портом.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>