Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 24 июня 2015 г. N 798-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К МЕХАНИЗМАМ
ЧАСТЬ 2
КРАНЫ СТРЕЛОВЫЕ САМОХОДНЫЕ
Cranes. Requirements for mechanisms.
Part 2. Jib mobile cranes
(ISO 10972-2:2009, NEQ)
ГОСТ 33166.2-2014
МКС 53.020.20
Дата введения
1 января 2016 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 798-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33166.2-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 10972-2:2009 Cranes - Requirements for mechanisms - Part 2: Mobile cranes (Краны. Требования к механизмам. Часть 2. Краны самоходные).
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт является второй частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Требования к механизмам" и устанавливает общие требования к механизмам стреловых самоходных кранов по классификации ISO 4306-1:2007 "Cranes - Vocabulary - Part 1: General" ("Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины") с учетом нормативных положений, содержащихся в ISO 10972-2:2009 "Cranes - Requirements for mechanisms - Part 2: Mobile cranes" ("Краны. Требования к механизмам. Часть 2. Краны самоходные"). Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает специальные требования к механизмам стреловых самоходных кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации и дополняет или изменяет требования .
Стандарт не распространяется на краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы (погрузочные краны), краны на базе тракторов и экскаваторов, шагающие краны, специальные и плавучие краны.
Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования стреловых самоходных кранов или к сокращению срока их службы.
Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования, требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии - экспертом, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 25835-83 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы
ГОСТ 27552-87 (ИСО 4306/2-85) Краны стреловые самоходные. Термины и определения
ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306/1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения
ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ 27552 (ИСО 4306/2-85), ГОСТ 33166.1, [1] - [4], а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 ретардер: Устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы.
4. Общие требования
Общие требования к механизмам установлены ГОСТ 33166.1.
5. Требования к механизмам подъема (изменения вылета) стрелы
5.1 Общие положения
5.1.1 Подъем (изменение вылета) стрелы может осуществляться как при помощи канатного механизма, так и посредством гидравлического цилиндра.
5.1.2 Выбор режима работы механизмов осуществляется в соответствии с ГОСТ 25835.
5.1.3 Механизмы подъема (изменения вылета) стрелы кранов должны обеспечивать опускание стрелы при работе крана только двигателем, кроме гидравлических кранов, имеющих в кинематической схеме этих механизмов турботрансформатор.
5.2 Канатный механизм подъема (изменения вылета) стрелы
5.2.1 Общие требования к канатным механизмам установлены ГОСТ 33166.1.
5.2.2 Механизм должен быть рассчитан на работу с номинальным грузом (при любой схеме запасовки канатов и любой конфигурации стрелового оборудования в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя), а также на удержание стрелового оборудования в неподвижном состоянии с номинальным и испытательным грузом без участия оператора крана (крановщика).
5.2.3 При самом низком положении стрелы на барабане должно оставаться:
- не менее пяти витков с учетом витков под прижимными планками - если конец каната на барабане закреплен при помощи прижимных планок и болтов (шпилек);
- не менее трех витков - если конец каната на барабане закреплен при помощи клинового зажима.
5.2.4 Конец каната на барабане может закрепляться только в соответствии с указаниями изготовителя.
5.2.5 Выбор размеров барабанов и блоков осуществляется в соответствии с [5] и [6].
5.2.6 Тормоза механизма и дополнительное тормозное устройство (при наличии) должны соответствовать требованиям ГОСТ 33166.1.
5.2.7 Конструкция тормозов должна обеспечивать компенсацию износа тормозных элементов (дисков, колодок и т.п.).
5.3 Механизм подъема стрелы с гидравлическим приводом
5.3.1 Для предотвращения падения стрелы при отказе системы гидравлического привода, запорные клапаны (или другие устройства, выполняющие их функции) должны быть встроены в гидроцилиндр подъема стрелы.
5.3.2 Если для подъема стрелы используются последовательные цилиндры, между ними должна быть гидравлическая связь. Запас прочности элементов гидравлической связи должен быть не менее 4 относительно максимального давления, вызванного подъемом номинального груза.
5.3.3 Если подъем стрелы осуществляется синхронно двумя гидроцилиндрами, они должны быть связаны между собой таким образом, чтобы избежать внезапного снижения давления при опускании стрелы и возможной перегрузки одного из цилиндров.
6. Требования к механизмам подъема груза
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>