Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 1404-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ,
МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К ЭФФЕКТИВНОСТИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
Wheeled tractors for timber industry and forestry, wheeled
logging and forest machines. Performance requirements and
test methods for brake systems
(ISO 11169:1993, IDT)
ГОСТ ISO 11169-2011
Группа Г51
МКС 65.060.80
Дата введения
1 января 2013 года
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2011 г. N 40)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1404-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11169-2011 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 11169:1993 Machinery for forestry. Wheeled special machines. Vocabulary, performance test methods and criteria for brake systems (Машины для лесного хозяйства. Колесные машины специального назначения. Словарь, методы определения эксплуатационных характеристик и критерии оценки тормозных систем).
Перевод с английского языка (en).
Степень соответствия - идентичная (IDT).
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 11169-2000
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в ежегодном указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежемесячном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на лесопромышленные и лесохозяйственные колесные тракторы, лесозаготовительные и лесохозяйственные колесные машины (далее - машины), определенные ISO 6814, и устанавливает требования к эффективности тормозных систем и методы их испытаний.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий международный стандарт:
ISO 6814:1983 Machinery for forestry - Mobile and self-propelled machinery - Terms, definitions and classification (Машины для лесного хозяйства мобильные и самоходные. Термины и определения)
3. Определения и обозначения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 тормозная система: Совокупность устройств, предназначенных для снижения скорости и остановки движущейся машины или для фиксирования ее неподвижности во время стоянки. Тормозная система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза.
3.1.1 рабочая тормозная система: Основная система, используемая для остановки и удерживания машины.
3.1.2 запасная тормозная система: Система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.
3.1.3 стояночная тормозная система: Система, используемая для удержания остановленной машины на месте.
3.1.4 замедлитель: Вспомогательная тормозная система, способная создавать и поддерживать сопротивление движению машины в течение длительного времени без значительного снижения эффективности торможения, а также используемая для снижения скорости машины при движении вниз по уклону.
3.1.5 Элементы тормозной системы
3.1.5.1 орган (органы) управления: Элемент (элементы), на который непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).
3.1.5.2 привод: Совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь.
3.1.5.3 тормоз (тормоза): Составная часть, которая непосредственно прилагает усилие, противодействующее движению машины. Тормоза могут быть, например, фрикционными, электрическими или гидравлическими.
3.2 общая составная часть: Составная часть, участвующая в работе двух или более тормозных систем.
3.3 эксплуатационная масса машины: Масса машины, которая включает в себя наиболее тяжелые сочетания по массе элементов машины, определенные изготовителем (лебедка, отвал, валочная головка, захват и т.д.), и составные части (кабина, устройство защиты и т.д.) машины, полностью заправленной топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями, а также оператора массой 75 кг.
Масса погрузочно-транспортной машины включает полезный груз, указанный изготовителем.
3.4 тормозной путь S: Расстояние, которое проходит машина от точки, в которой первоначально включается орган управления тормозами, до точки, в которой машина полностью останавливается.
3.5 среднее замедление a: Среднее значение изменения скорости машины от момента первоначального включения органа управления тормозами до полной остановки машины. Среднее замедление, м/с2, вычисляют по формуле
(1)
где v - скорость машины непосредственно перед включением органа управления тормозами, м/с;
S - тормозной путь, м.
3.6 приработка: Процедура приведения в надлежащее состояние тормоза (тормозов) машины.
3.7 давление тормозной системы: Давление в воздушном или гидравлическом резервуаре (ресивере).
3.8 давление в системе привода тормоза: Давление воздуха или рабочей жидкости, определяемое в месте тормозной системы, установленном изготовителем.
3.9 испытательный участок: Площадка, отвечающая установленным требованиям, на которой проводятся испытания.
3.10 холодные тормоза: Тормоза машины считают холодными при выполнении одного из следующих условий:
a) тормоза не должны приводиться в действие в течение предыдущего часа, кроме операций, предусмотренных в 6.9;
b) температура, измеренная на тормозном диске или на наружной поверхности барабана, ниже 100 °C;
c) в случае полностью закрытых тормозов, в том числе тормозов, работающих в масле, температура, измеренная на наружной поверхности корпуса, не должна превышать 50 °C или должна находиться в пределах, установленных изготовителем.
4. Погрешность средств измерений
Погрешность средств измерений должна соответствовать требованиям таблицы 1.
Таблица 1
Погрешность средств измерений
Наименование параметра Погрешность средств измерений, %
Давление в тормозной системе, кПа +/- 3,0
Скорость машины, км/ч +/- 3,0
Масса машины, кг +/- 2,5
Тормозной путь, м +/- 1,0
Усилие на органе управления тормозами, Н +/- 3,0
Уклон, % +/- 1
5. Общие требования
5.1 Требования к тормозным системам
5.1.1 Машины должны быть оборудованы:
a) рабочей тормозной системой;
b) запасной тормозной системой;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>