Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 декабря 2011 г. N 1657-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ
НА СТАДИИ ОБРАЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
Guidelines for selection of indicators of activity
effectiveness for control and supervising bodies
on stage of circulation of production
ГОСТ Р 54885-2011
ОКС 03.120
Дата введения
1 января 2013 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (АНО "РИПИ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1657-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий стандарт распространяется на деятельность региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции в части планирования и организации их деятельности, повышения ее результативности, а также организации взаимодействия с независимыми организациями, выступающими в роли субъекта оценки и выражающими общественные интересы.
1.2. Стандарт может применяться для оценки результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции и планирования мероприятий по ее повышению. Региональные контрольно-надзорные органы выступают при этом в роли объекта оценки.
1.3. Стандарт устанавливает свод процедур и правил, позволяющих оценить результативность деятельности региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции, рекомендуемые показатели, выражающие разные стороны оценки результативности, а также организационные меры, необходимые для создания информационной базы расчета рекомендуемых показателей.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие законодательные и нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) "О техническом регулировании"
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (с Изменениями N 1 - 4)
ГОСТ Р 54884-2011 Добросовестная практика в области защиты прав потребителей. Термины и определения
ГОСТ Р 54886-2011 Руководство по добросовестной практике для контрольно-надзорных органов
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Результативность: степень достижения запланированных результатов [1, п. 3.2.14].
3.2. Результат деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции: уровень безопасности товаров (работ, услуг) на региональном рынке, быстрота прекращения обращения опасных товаров (работ, услуг) и своевременность информирования потенциальных потребителей об опасных товарах (работах, услугах).
3.3. Объективный показатель результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции: измеримая характеристика результата деятельности.
3.4. Субъективный показатель результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции: степень удовлетворенности потребителей и их объединений состоянием безопасности продукции, обращающейся на рынке.
4. ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
4.1. Оценка результативности деятельности контрольно-надзорного органа вышестоящей организацией и самим этим органом должна включать в себя как объективные, так и субъективные показатели результативности.
4.1.1. В качестве рынков, на основе которых производится оценка, должны выбираться проблемные рынки: привлекающие общественное внимание в текущем году и проблемные в последние два года.
4.1.2. В качестве объективного показателя результативности деятельности необходимо использовать число случаев выявления опасной продукции в течение года, а также ее долю в общем объеме товаров соответствующего рынка.
4.1.3. Объем рынка и доля опасной продукции должны рассчитываться не в стоимостных, а в натуральных показателях.
4.1.4. В качестве объективного показателя результативности деятельности используется промежуток времени между получением контрольно-надзорным органом первых сведений о наличии опасной продукции на рынке и последующим исполнением им всех требований законодательства по прекращению оборота опасной продукции и информированию потребителей о наличии опасности. При этом соответствующий контрольно-надзорный орган обязан в полноте исполнять требования указанного законодательства.
4.1.5. В качестве субъективного показателя результативности деятельности должны использоваться результаты опроса независимых от производителей (исполнителей) некоммерческих организаций, в сферу интересов которых входят рынок соответствующей продукции или защита прав потребителей на соответствующем рынке.
4.1.6. Показатели результативности деятельности должны приводиться в динамике по годам, а также по месяцам, если спрос на соответствующем рынке имеет сезонный характер.
4.1.7. Показатели результативности деятельности по рынкам разной продукции могут усредняться, но в этом случае должны приводиться отдельно худшие и лучшие результаты на отдельных рынках.
4.1.8. При наличии ИСПП в качестве субъективного показателя результативности деятельности должно использоваться число жалоб потребителей, относящихся к соответствующему рынку.
4.1.9. При наличии ИСПП в качестве объективного показателя результативности деятельности должна использоваться доля подтвердившихся жалоб потребителей, относящихся к соответствующему рынку, из общего числа всех жалоб.
4.1.10. Оценка деятельности контрольно-надзорного органа региона должна включать в себя сравнение с показателями деятельности соседних регионов, а также лучших и худших регионов России.
4.1.11. В качестве субъективного показателя деятельности могут использоваться результаты опроса потребителей на рынке соответствующей продукции.
4.1.12. В качестве субъективного показателя деятельности могут использоваться результаты мониторинга публикаций средств массовой информации.
4.2. Оценка деятельности контрольно-надзорного органа третьими лицами может состоять только из субъективных показателей и касаться только одного рынка или даже одного аспекта безопасности (электрическая, бактериальная и пр.).
4.2.1. Оценка должна охватывать период не менее одного года.
4.2.2. Оценка должна проводиться организациями и лицами, не связанными с производителями (исполнителями), контрольно-надзорными органами и не имеющими иных мотивов предвзятой оценки.
4.3. Первым условием применения показателей результативности деятельности для оценки и планирования деятельности региональных контрольно-надзорных органов является их заинтересованность в совершенствовании этой деятельности, улучшении достигаемых результатов. Заинтересованность региональных контрольно-надзорных органов в оценке своей результативности может быть как следствием внутренних стимулов к совершенствованию деятельности органа, так и следствием политики, проводимой федеральным органом контроля (надзора).
4.4. Вторым условием применения показателей результативности деятельности для оценки и планирования деятельности региональных контрольно-надзорных органов является наличие достаточных финансовых средств для организации сбора и получения необходимых исходных данных. Финансовые средства для организации сбора и получения необходимых исходных данных для оценки результативности деятельности могут быть получены как вследствие эффективного бюджетного планирования самого регионального контрольно-надзорного органа, так и выделены органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области контроля и надзора специально для создания системы сбора и обработки информации для оценки результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов.
4.5. Если оценка результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа осуществляется в связи с решением вышестоящего органа, выбор показателей результативности осуществляется последним.
4.6. Если оценка результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа осуществляется по его инициативе, то региональный контрольно-надзорный орган должен выбрать, какой тип результативности он будет оценивать - объективную результативность, субъективную результативность или оба этих типа результативности, и с помощью каких показателей. Для выбора типа оцениваемой результативности необходимо сопоставить положительные и негативные стороны (выгоды и издержки) использования для совершенствования деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции каждого из указанных типов результативности.
4.7. Положительной стороной использования показателей объективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов является характеристика состояния объекта их деятельности, не зависящая от интересов участников процессов обращения продукции.
Вместе с тем необходимо учитывать, что уровень безопасности продукции на рынке зависит не только от деятельности региональных контрольно-надзорных органов, но и от многих других факторов, воздействие на которые в рамках компетенции региональных контрольно-надзорных органов невозможно. Тем самым негативная (или позитивная) динамика показателей объективной результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции не может служить основанием для негативной (или позитивной) оценки его деятельности в целом со стороны вышестоящего федерального контрольно-надзорного органа. Такая динамика может выступать только как основание для проведения углубленного анализа факторов, которые ее определили.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>