Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 ноября 2012 г. N 1259-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДВИГАТЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Marine, locomotive and industrial engines.
Fire protection requirements
ISO 6826:1997
Reciprocating internal combustion engines - Fire protection
(MOD)
ГОСТ Р 55230-2012
(ИСО 6826:1997)
Группа Г84
ОКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения
1 июля 2013 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1259-ст.
4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 6826:1997 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Пожарная защита" (ISO 6826:1997 "Reciprocating internal combustion engines - Fire protection"). При этом дополнительные положения, учитывающие особенности российской национальной стандартизации, выделены курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком и/или газообразном топливе (далее - двигатели), и устанавливает требования к пожарной защите двигателей, в том числе к оборудованию и вспомогательным агрегатам, входящим в состав двигателей, обеспечивающим уменьшение до минимума опасности возникновения пожара от двигателя.
Стандарт не распространяется на двигатели, используемые для привода тракторов сельскохозяйственного назначения, автомобилей и самолетов.
Стандарт может быть распространен на двигатели для внедорожных транспортных средств, малых судов и других применений в случае отсутствия стандарта, непосредственно регламентирующего требования к их пожарной безопасности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 7840:2004 Суда малые. Огнестойкие топливные шланги (ГОСТ 6286-73 Рукава резиновые высокого давления с металлическими оплетками неармированные. Технические условия, NEQ)
ИСО 8846:1990 Суда малые. Приборы электрические. Защита от возгорания окружающих горючих газов (ГОСТ Р 51350-99 (МЭК 61010-1-90) Безопасность электрических контрольно-измерительных приборов и лабораторного оборудования. Часть 1. Общие требования)
ИСО 10088:2009 Суда малые. Стационарные топливные системы и закрепленные топливные баки (ГОСТ 19105-79 Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования)
МЭК 60079-0:2007 Взрывоопасные газовые среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007 Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования, MOD)
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующему ежемесячно издаваемому информационному указателю, опубликованному в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
3.1. Огнестойкость: способность компонента или узла обеспечить выполнение требований в части устойчивости, целостности и/или других ожидаемых качеств, характеризующих их огнестойкость в условиях стандартного испытания (испытательного воздействия) на огнестойкость в течение определенного периода времени.
4. Общие положения
4.1. Двигатели должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.1.004.
Судовые двигатели, подпадающие под действие правил классификационных обществ, должны, помимо требований настоящего стандарта, соответствовать также требованиям классификационных обществ. При размещении заказа на двигатель заказчик должен указать, правилам какого классификационного общества этот двигатель должен удовлетворять.
Если двигатель такой классификации не подлежит, дополнительные требования к нему в каждом конкретном случае определяются по согласованию между изготовителем и заказчиком.
Если существуют специальные требования со стороны какого-либо другого надзорного органа, например, инспекции и/или законодательного органа, обязательные для исполнения, то при размещении заказа заказчик должен указать, правилам какого надзорного органа этот двигатель должен удовлетворять.
Все прочие дополнительные требования определяются по согласованию между изготовителем и заказчиком.
4.2. Настоящий стандарт не требует обеспечения работоспособности двигателя во время или после пожара.
4.3. Необходимые противопожарные мероприятия могут различаться в зависимости от типа двигателя и его назначения.
Двигатели, изготавливаемые в соответствии с настоящим стандартом, должны удовлетворять как минимум требованиям базового класса настоящего стандарта (раздел 5).
Уровень пожарной безопасности двигателя при этом следует обозначать:
Пожарная безопасность по ГОСТ Р 55230-2012 (ИСО 6826:1997).
4.4. В случаях, когда для двигателей конкретного применения необходимы дополнительные требования для обеспечения пожарной безопасности (т.е. специальные требования, указанные в разделе 6), такие требования обозначают путем добавления соответствующих кодов к обозначению уровня пожарной безопасности по 4.3. Это означает, что в двигателе предусмотрены все меры, соответствующие базовому классу, и, кроме того, меры безопасности с кодами, выбранными из Приложения А.
4.5. Специальные требования для конкретного применения двигателя выбираются по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком) из таблицы А.2 Приложения А. Расшифровка специальных требований приведена в таблице А.2 Приложения А. Коды должны указываться в алфавитном порядке.
Пример обозначения характеристики пожарной безопасности двигателя, соответствующей базовому классу и, кроме того, включающей в себя специальные требования (коды C, K и P), выбранные из перечня согласно настоящему стандарту:
Пожарная безопасность по ГОСТ Р 55230-2012 (ИСО 6826:1997) C-K-P.
5. Требования базового класса
5.1. Методы и конструктивные мероприятия, за счет которых обеспечивается соответствие требованиям базового класса, определяются изготовителем двигателя.
5.2. Изготовитель должен выпустить руководства по монтажу (при необходимости), эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя. Эти руководства должны включать в себя порядок проверки систем двигателя, содержащих горючие жидкости, устройств обеспечения пожарной безопасности базового класса и всех необходимых специальных требований. Особое внимание должно быть уделено проверке трубных и шланговых соединений на отсутствие герметических и механических повреждений вследствие вибрации.
Помещения, где работают газовые двигатели, должны иметь вентиляцию, обеспечивающую воздухообмен, исключающий образование взрывоопасных концентраций паров при утечке топлива.
5.3. Заправка двигателей горючими жидкостями должна быть организована таким образом, чтобы во время заправки при условии выполнения требований руководства по эксплуатации исключались контакты жидкости с горячими поверхностями, компонентами электрооборудования и вращающимися частями.
5.4. Сливные и запорные клапаны должны быть расположены таким образом, чтобы к ним был обеспечен удобный доступ.
6. Специальные требования
6.1. Огнестойкость
6.1.1. 30-минутный предел огнестойкости (код: A)
Все компоненты, содержащие горючие жидкости, должны выдерживать воздействие пламени, не допуская утечек. При испытании гибких труб и шлангов через них должна прокачиваться вода температурой 80 °C +/- 5 °C под максимальным рабочим давлением. В этих условиях они должны выдерживать воздействие пламени температурой 800 °C +/- 50 °C в течение 30 мин, не допуская утечек.
6.1.2. 2,5-минутный предел огнестойкости (код: B)
Все компоненты, установленные на двигателе и содержащие горючие жидкости, должны выдерживать воздействие пламени свободно горящего топлива в течение 2,5 мин. Типовая методика испытаний - по ИСО 7840 и ИСО 10088.
6.2. Защита электрооборудования (код: C)
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>