Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 23 ноября 2012 г. N 1112-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
ЧАСТЬ 6
МЕТОДЫ ОХЛАЖДЕНИЯ (КОД IC)
Rotating electrical machines.
Part 6: Methods of cooling (IC Code)
IEC 60034-6:1991
Rotating electrical machines - Part 6: Methods
of cooling (IC Code)
(IDT)
ГОСТ Р МЭК 60034-6-2012
МКС 29.160
Дата введения
1 июня 2014 года
Предисловие
1. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Вращающиеся электрические машины".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1112-ст.
4. Настоящий стандарт является идентичным международному стандарту МЭК 60034-6:1991-10 "Машины электрические вращающиеся. Часть 6. Методы охлаждения (Код IC)" (IEC 60034-6 "Rotating electrical machines - Part 6: Methods of cooling (IC Code)").
5. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
В этом издании настоящего стандарта последовательность цифр и букв, следующих за кодом IC, изменена.
Вводится След новая система обозначений:
Первой идет цифра, обозначающая устройство системы охлаждения, которая применяется как для первичного, так и для вторичного контура.
Каждый контур обозначается буквой, характеризующей хладагент. После этого следует цифра, обозначающая способ его перемещения.
Буква и цифра для первичного хладагента идут на первом месте, после чего следуют буква и цифра, характеризующие второй хладагент.
Пример:
IC 8 A 1 W 7
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Устройство системы охлаждения ----------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦
Характеристика первичного контура ------------------------------- ¦ ¦
Характеристика вторичного контура охлаждения --------------------------
В предшествующем издании настоящего стандарта применялась другая система обозначений. Сначала приводилась характеристика вторичного контура, а затем - первичного. Каждый контур обозначался буквой (тип хладагента) и цифрой (устройство контура охлаждения). Затем следовала вторая цифра (способ перемещения хладагента).
Пример:
IC W 3 7 A 8 1
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Характеристика вторичного контура ---------------------------- ¦ ¦ ¦
Характеристика первичного контура -------------------------------------
В этом издании стандарта предусмотрено по возможности упрощенное обозначение путем пропуска в обозначении буквы A и цифры 7 при определенных условиях перемещения вторичного хладагента.
Кроме того, введены новые буквы - F, S, X, Y, значение которых поясняется, а буква E, которая в предыдущем издании обозначала испарительную систему охлаждения, не используется.
Введение новой системы обозначений потребовало пояснений для обозначения разомкнутой и замкнутой систем охлаждения, а также зависимых и независимых составляющих циркуляции (см. раздел 2).
Тип соединения источника и оборудования для контроля перемещения хладагента, который описан в предыдущем издании, в настоящем издании не принимается во внимание.
Отличие в обозначениях систем охлаждения в настоящем и предыдущем изданиях относится как к полным, так и к сокращенным обозначениям. Примеры сравнения этих обозначений приведены в Приложении B.
1. Общие положения
Объектом стандартизации являются компоновка системы охлаждения и методы перемещения хладагента во вращающихся электрических машинах, классификация методов охлаждения и применяемая система их обозначений.
Обозначение метода охлаждения состоит из букв IC и последующих цифр и букв, обозначающих устройство контура охлаждения, тип хладагента и способ его перемещения.
Применяется как полная, так и упрощенная система обозначений. Полная система применяется в случае, когда упрощенная система неприменима.
Обе системы обозначений приведены в таблицах Приложения A для наиболее часто используемых типов вращающихся машин вместе с эскизами для отдельных случаев.
2. Определения
2.1. охлаждение (cooling): Процесс, в результате которого тепло, выделяющееся в машине, передается первичному хладагенту, который может циркулировать свободно или, в свою очередь, охлаждается в теплообменнике вторичным хладагентом.
2.2. хладагент (coolant): Среда, жидкость или газ, посредством которых происходит передача тепла.
2.3. первичный хладагент (primary coolant): Среда, жидкость или газ, которые благодаря более низкой температуре, чем прилегающие части машины, отбирают выделяемое тепло при контакте с ними.
Примечание. В машинах может использоваться более одного первичного хладагента.
2.4. вторичный хладагент (secondary coolant): Среда, жидкость или газ, которые благодаря более низкой температуре, чем первичный хладагент, отбирают от него тепло через теплообменник или через наружную поверхность машины.
Примечание. Каждый первичный хладагент может иметь свой собственный вторичный.
2.5. конечный хладагент (final coolant): Последний хладагент, к которому передается тепло.
Примечание. В некоторых машинах конечный хладагент является и первичным.
2.6. окружающая среда (surrounding medium): Среда, жидкость или газ, в которой работает машина.
Примечание. Хладагент может забираться из окружающей среды или выбрасываться в нее.
2.7. промежуточная среда (remote medium): Среда, жидкость или газ, выходящая в окружающую машину среду, из которой хладагент берется или в которую он поступает через отверстия или трубы, на которые может устанавливаться теплообменник.
2.8. обмотка с непосредственным (внутренним) охлаждением (direct cooled winding (inner cooled winding): Обмотка, в которой хладагент проходит через полые проводники, трубы или каналы, являющиеся составной частью обмотки внутри ее главной изоляции.
2.9. обмотка с косвенным охлаждением (indirect cooled winding): Обмотка, охлаждение которой осуществляется иным по сравнению с п. 2.8 способом.
Примечание. В случаях когда ни один из этих способов не устанавливается, принимается, что система охлаждения косвенная.
2.10. теплообменник (heat exchanger): Устройство для передачи тепла от одного хладагента к другому, причем эти хладагенты разделены.
2.11. труба, канал (pipe, duct): Конструктивный элемент для направления движения хладагента.
Примечание. Термин "канал" обычно используется, когда он проходит непосредственно через пол, на котором установлена машина. Термин "труба" используется во всех других случаях, когда хладагент выводится из машины или из теплообменника.
2.12. разомкнутый контур охлаждения (open circuit): Контур, в котором конечный хладагент поступает из окружающей или промежуточной среды, проходит через машину или теплообменник и возвращается в окружающую или промежуточную среду.
Примечание. Конечный хладагент всегда циркулирует по разомкнутой системе охлаждения (см. 2.13).
2.13. замкнутый контур охлаждения (closed circuit): Контур, в котором хладагент циркулирует по замкнутому контуру или через машину и, возможно, через теплообменник, в то время как тепло передается от этого хладагента к следующему хладагенту через поверхность машины или через теплообменник.
Примечания
1. В общем случае система охлаждения машины может состоять из одного и более замкнутых контуров и всегда последнего разомкнутого контура охлаждения. Каждый первичный, вторичный и/или конечный хладагент может иметь свой контур охлаждения.
2. Различные типы систем охлаждения описаны в разделе 4 и в таблицах Приложения A.
2.14. контур с трубами или каналами (piped or ducted circuit): Контур, в который хладагент подается через входную или выходную трубу/канал или через обе трубы/оба канала, которые служат для отделения хладагента от окружающей среды.
Примечание. Система охлаждения может быть как замкнутой, так и разомкнутой (см. 2.12 и 2.13).
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>