Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 14 ноября 2012 г. N 791-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ БУМАГИ
Resources saving. Waste treatment.
Recommendation of the council on waste paper recovery
ГОСТ Р 55090-2012
Группа Т58
ОКС 13.030.01
ОКСТУ 0017
Дата введения
1 января 2014 года
Предисловие
1. Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение отходов".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 791-ст.
4. Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа C(79)218(Final):1980 Recommendation of the Council on Waste Paper Recovery (Рекомендация Совета ОЭСР о переработке отходов бумаги).
5. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
К числу наиболее важных направлений управления промышленными отходами и отходами потребления относится не только экологически безопасное обращение с отходами, но и их переработка во вторичные материальные ресурсы. С учетом того, что наиболее значительную часть твердых бытовых отходов (до 40% в развитых странах) составляет бумага и картон - упаковка и упаковочные материалы, актуальным является осуществление их утилизации для повторного использования в промышленном производстве, что является наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами.
Учитывая российский и зарубежный опыт можно сделать вывод, что регулирование процессов обращения с отходами только рыночными мерами не может быть достаточно эффективным, необходимо использовать государственные механизмы, основанные на законодательных актах [1].
Настоящий стандарт подготовлен с целью продвижения в Российской Федерации политики ресурсосбережения, а именно переработки твердых бытовых отходов, в том числе отходов бумаги и картона, для более полного вовлечения их в хозяйственный оборот.
При подготовке настоящего стандарта был использован Рекомендательный документ Совета ОЭСР о переработке отходов бумаги [C(79)218/Final], предназначенный странам - членам ОЭСР.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает меры, которые следует принимать в области обращения с отходами бумаги и картона, которые являются фракцией твердых бытовых отходов, с целью введения отходов в хозяйственный оборот в виде вторичных материальных ресурсов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.
Отходы (waste): остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.1]
3.2.
Макулатура: бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.41]
4. Рекомендации по утилизации макулатуры
К основным мероприятиям по регулированию в области обращения с отходами и утилизации макулатуры относят:
4.1. Основной принцип - загрязнитель платит [C(74)223] [2].
4.2. Обеспечение производителями и потребителями эффективных мер для надлежащего использования расходов, необходимых для предотвращения неблагоприятного экологического воздействия при производстве бумаги и утилизации макулатуры.
4.3. Осуществление политики комплексного управления отходами, разработка и реализация мер, направленных на уменьшение образования отходов и содействие их переработке, при условии обеспечения мер, не допускающих диспропорции в международной торговле [C(76)155(Final)] [3].
4.4. Стимулирование роста переработки большей части макулатуры, которая составляет значительную долю (от 25 до 50 процентов) твердых бытовых отходов, в бумажную продукцию с учетом того, что производство бумаги и картона с использованием переработанных волокон, как правило, является менее энергозатратным и более чистым с экологической точки зрения, чем аналогичное производство посредством переработки целлюлозы.
4.5. Организация и финансирование исследований в области разработок более выгодных технологий использования макулатуры, чем производство бумаги и картона.
4.6. Принятие экономических мер с учетом того, что экономика отрасли по переработке макулатуры для производства бумаги и картона характеризуется значительными колебаниями цен на макулатуру.
4.7. Принятие мер по снижению высоких затрат на сбор и сортировку отходов для снижения затрат на переработку макулатуры.
4.8. Проведение экономического анализа процессов утилизации для осуществления экономии затрат на утилизацию отходов.
4.9. Анализ и внедрение практических мер, направленных на увеличение спроса как на переработанную макулатуру, так и на поставку вторичных волокон.
4.10. Практические меры в отношении спроса на макулатуру
4.10.1. Введение поощрений за использование бумаги с высоким содержанием переработанных волокон, например, государственными учреждениями и теми официальными службами, которые могут служить примером в этом случае.
4.10.2. Изменение спецификаций на финишную продукцию, если такие спецификации значительно отличаются от переработанной макулатуры или если присутствие загрязнений затрудняет переработку.
4.10.3. Активизация разработки печатной и множительной техники, более приспособленной для использования бумаги с высоким содержанием переработанных волокон.
4.10.4. Разработка активных информационных и образовательных программ для потребителей, пользователей и производителей с целью продвижения бумажной продукции, изготовленной из переработанных волокон.
4.10.5. Модернизация техники, например, для удаления красок с образцов офсетной и глубокой печати, при участии производителей бумаги с целью сокращения расходов и получения значительных доходов.
4.10.6. При использовании макулатуры для производств, не относящихся к производству бумаги и картона, необходимо соблюдать баланс между спросом и предложением макулатуры.
4.11. Практические меры в отношении предложения макулатуры
4.11.1. Стимулирование сбора высококачественной макулатуры в организациях, которые являются крупными потребителями бумажной продукции (частных и государственных организациях, административных учреждениях и т.д.).
4.11.2. Применение недорогих способов сбора и поощрение сбора бытовых бумажных отходов.
4.11.3. Поощрение активного общественного участия в программах по переработке макулатуры.
4.11.4. Стимулирование средств обеспечения достаточного и устойчивого спроса на макулатуру для производства бумаги и картона.
4.11.5. Совершенствование процедур муниципального бухгалтерского учета при сборе и утилизации твердых отходов для обеспечения экономического учета.
4.11.6. Изучение и экспериментальные исследования по уменьшению колебаний рынка отходов бумаги.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об отходах производства и потребления (с изм. и доп., вступающими в силу 23.09.2012)
[2] OECD C(74)223:1974 Recommendation of the Council on the Implementation of the Polluter-Pays Principle (Рекомендация Совета ОЭСР о внедрении принципа "загрязнитель платит")
[3] OECD C(76)155(Final):1976 Recommendation of the Council on a Comprehensive Waste Management Policy (Рекомендация Совета ОЭСР о рациональной политике распоряжения отходами).
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>