Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 29 ноября 2012 г. N 1400-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
Organization management systems. Recommendations
for building the integrated management systems
ГОСТ Р 55269-2012
Группа Т59
ОКС 03.120.10;
ОКСТУ 0025
Дата введения
1 июня 2013 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС").
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1400-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
В последние годы на международном и национальном уровнях активно развивается стандартизация в области систем менеджмента. В настоящее время признанные во всем мире требования к системам менеджмента качества установлены в ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008 <*>), к системам экологического менеджмента - в ИСО 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007), к системам менеджмента охраны труда - в стандарте OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007). Наряду с названными разработаны стандарты по таким направлениям менеджмента, как защита информации, энергосбережение, безопасность цепочки поставок, устойчивое развитие, работа с потребителями, менеджмент проекта, менеджмент в условиях кризиса и др. При этом практически по каждому стандарту развивается сертификация соответствующих систем менеджмента.
--------------------------------
<*> С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9001-2011 вводится в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Данные стандарты позволяют руководству организаций использовать весь накопленный в мире опыт менеджмента. Однако в таком многообразии все сложнее ориентироваться и правильно его применять.
При этом многие элементы названных систем являются общими, и их эффективное внедрение возможно только на основе интегрированного подхода.
Свидетельством того, что существует реальная потребность в решении вопросов интеграции, являются предпринимаемые на международном и национальном уровнях попытки определения "общих" для всех систем менеджмента элементов и поиска путей обеспечения их интеграции.
На национальном уровне примерами решения проблем интеграции являются разработанный в Великобритании документ PAS 99 "Спецификация общих требований к системе менеджмента как основа для интеграции" (ГОСТ Р 53893-2010), а также стандарты по интегрированию систем, разработанные в Австралии и Австрии.
В Международной организации по стандартизации (ИСО) ведется работа по определению общих элементов стандартов на системы менеджмента, т.е., по существу, общих элементов систем менеджмента.
Рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, отражают как основные положения различных стандартов на системы менеджмента, так и обобщение опыта их внедрения российскими организациями.
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, размеров и вида деятельности.
Цель настоящего стандарта - оказание помощи руководителям и специалистам организаций в выработке такого подхода к внедрению требований различных стандартов на системы менеджмента, который позволит избежать излишних затрат и дублирования в работе подразделений и должностных лиц.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие национальные стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 <*>. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
--------------------------------
<*> С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9000-2011 вводится в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000-2008 и ГОСТ Р ИСО 14001-2007.
4. Общие положения
4.1. Организации, внедряющей более одного стандарта на систему менеджмента, следует определить элементы систем менеджмента, которые она будет внедрять как общие и, следовательно, устанавливать для них единые процедуры реализации.
Настоящий стандарт построен на основе анализа существующих международных стандартов на системы менеджмента, однако последовательность приведенных элементов не следует рассматривать как модель интегрированной системы.
4.2. Организация может внедрять системы менеджмента последовательно (одна за другой) либо несколько систем одновременно.
Наиболее рациональным с точки зрения затрат ресурсов и времени является параллельное внедрение, поскольку все элементы, которые организация решила внедрять как общие, будут сразу построены на интегрированных процедурах без последующей переделки под каждый новый стандарт на внедряемую систему менеджмента. Однако на практике существенно чаще организации по разным причинам внедряют системы менеджмента последовательно, причем в большинстве случаев первой внедренной системой является система менеджмента качества. В этом случае следует оценить пригодность уже существующих процедур для реализации требований внедряемого стандарта. Как правило, наиболее универсальными и, следовательно, наиболее легко приспосабливаемыми под новые внедряемые системы являются процедуры:
- управления документацией;
- управления записями;
- внутренних проверок;
- анализа со стороны руководства;
- корректирующих и предупреждающих действий.
5. Планирование в интегрированных системах
5.1. Определение и оценка рисков
Деятельность организации связана с различными рисками для нее или заинтересованных сторон. Примерами могут служить риски поставить потребителю несоответствующую продукцию, нанести вред окружающей среде или подвергнуть опасности здоровье персонала. Организации следует определять риски по каждому аспекту своей деятельности, охватываемому интегрированной системой, оценивать их значимость. Оценка значимости, как правило, включает комбинированную экспертную оценку отрицательного воздействия какого-либо события, масштаба этого воздействия и вероятности появления события. По результатам оценки следует вести записи.
По каждому значимому риску организации следует определить необходимые меры управления.
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуру определения и оценки рисков по каждому аспекту деятельности.
5.2. Политика организации в области распространения интегрированной системы
Высшему руководству следует разработать политики организации, исходя из общей стратегии организации в отношении всех аспектов деятельности, охватываемых интегрированной системой менеджмента в зависимости от величины и специфики деятельности. Организация может иметь интегрированную политику, охватывающую все аспекты, либо отдельные политики по аспектам.
Политика(и) должна(ы) включать обязательства:
- соответствовать всем обязательным и другим принятым организацией требованиям;
- постоянно повышать результативность интегрированной системы;
- соответствовать требованиям стандартов на системы менеджмента по аспектам деятельности, охватываемым интегрированной системой.
Политика(и) должна(ы) создавать основы для установления целей.
Политика(и) должна(ы) быть доведена(ы) до персонала организации.
Политика(и) также должна(ы) быть доступна(ы) для соответствующих заинтересованных сторон.
5.3. Цели и задачи
Высшему руководству организации следует разработать цели и задачи по всем аспектам, охватываемым интегрированной системой менеджмента, согласованные с политикой, обязательными и другими требованиями, принятыми организацией.
Цели и задачи должны быть измеримы и развернуты по всем уровням и подразделениям организации.
Для обеспечения реализации целей и задач целесообразно формировать программы по каждому аспекту деятельности организации (качество, охрана
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>