Принят и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 29 ноября 2012 г. N 1717-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
Design management systems. Vocabulary
of terms used in design management
ГОСТ Р 55348-2012
ОКС 01.040.03
03.100.01
Дата введения
1 января 2014 года
Предисловие
1. Разработан АНО "Международная академия менеджмента и качества бизнеса".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент".
3. Принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1717-ст.
4. Настоящий стандарт использует положения стандарта BS 7000-10:2008 "Системы управления проектированием. Часть 10. Словарь терминов, используемых при управлении проектированием" (BS 7000-10:2008 "Design management systems - Part 10: Vocabulary of terms used in design management").
5. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Целью настоящего стандарта является углубление понимания терминов, используемых в области управления проектированием и при работе с профессионалами. К работе над любым проектом обычно привлекают специалистов различных профессий, а также дизайнеров, специализирующихся в различных областях художественного проектирования (дизайна). Принятие общей терминологии после ознакомления с различным употреблением терминов важно для обеспечения эффективной связи между специалистами и бесперебойного выполнения работ.
В настоящем стандарте собраны все термины и определения, содержащиеся в других частях стандартов серии "Системы управления проектированием", а также общеупотребительные термины, встречающиеся в практике проектирования и менеджмента. Настоящий стандарт может служить полезным документом в дискуссиях, возникающих в этих областях.
Настоящий стандарт использует термины и определения, содержащиеся в стандарте BS 7000-10:2008 "Системы управления проектированием. Часть 10. Словарь терминов, используемых при управлении проектированием".
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает словарь терминов, используемых при проектировании и управлении, которые могут иметь особый смысл в различных отраслях промышленности и коммерческой деятельности. Словарь подготовлен в помощь тем специалистам, кому приходится обсуждать работы с дизайнерами, но они не слишком хорошо знакомы с их терминологией.
Организациям, стремящимся внедрить настоящий стандарт, рекомендуется рассмотреть возможность принятия и других стандартов этой серии.
В соответствии с терминологией, используемой в стандарте ИСО 9001, термин "продукт" или "продукция" будет применяться ниже для обозначения продукции, услуг, устройств, процессов, сред, интерфейсов и бизнес-моделей.
2. Структура словаря
2.1. Большинство слов в данном словаре помечается литерой, которая указывает этап процесса проектирования (дизайна), на котором данный термин или слово будет с большой вероятностью использоваться:
M - исследование рынка;
S - выработка технических требований (спецификации);
C - концептуальное проектирование;
DD - детальное (рабочее) проектирование;
Mn - изготовление;
SI - продажа;
I - внедрение;
D - утилизация или прекращение использования;
G - общие термины, используемые в управлении проектированием;
O - прочие полезные термины, связанные с новой продукцией и новыми услугами.
2.2. Выделение слов жирным шрифтом в определении термина указывает на то, что они еще будут дополнительно определяться в других частях стандартов этой серии. Исключение при этом сделано для терминов "продукция" и "проект", не выделяемых жирным шрифтом из-за частого упоминания их в данном стандарте.
3. Термины и определения
3.1. #Продукция трех поколений# (3-Gen product: G): долгосрочная продукция или услуга, которые будут оставаться доступными для двух последующих поколений (после ныне живущего поколения разработчика).
3.2. #Критерий приемки# (acceptance criteria: S): факторы, используемые для определения того, отвечает ли проект установленным и согласованным #требованиям#.
3.3. #Доступность# (accessibility: G): физический или мысленный доступ к конструкциям, продукции, #услугам# и информации.
Примечание 1. Этот доступ может осуществляться, например, посредством выразительных программ просмотра, языка жестов и чтения по системе Брайля.
3.4. #Доступное проектирование# (accessible design: G): проект, сконцентрированный на принципах расширения стандартного проектирования для людей с ограниченными возможностями.
Примечание 1. Это может достигаться путем:
a) проектирования продукции, услуг и оборудования, которые могут быть полностью пригодными для большинства пользователей без внесения каких бы то ни было изменений;
b) изготовления продукции или предоставления услуг, адаптированных для различных пользователей (адаптация интерфейсов пользователя);
c) предоставления стандартизированных интерфейсов, которые должны быть совместимы со специализированной продукцией для людей с ограниченными возможностями.
Примечание 2. Такие термины, как, например, "проектирование для всех", "проектирование без ограничений", "#инклюзивное (содержательное) проектирование#" и "перспективное проектирование" используются аналогичным образом, но в различном контексте.
Примечание 3. Доступное проектирование является разновидностью универсального проектирования, в котором продукция и оборудование могут использоваться всеми людьми в максимальном своем объеме, без необходимости адаптации или специализированного проектирования.
3.5. #Добавочная стоимость# (added value: O): увеличенная или дополнительная прибыль, получаемая по отношению к фактической и воспринимаемой стоимости (себестоимости), рыночной цене, целесообразности, ценности или применению.
3.6. #Эстетика# (aesthetics): восприятие посредством своих чувств продукции, которая вносит определенный вклад в привлекательность проекта.
3.7. #Аналогия# (analogy): инструмент творчества, который позволяет сравнивать концепцию с каким-либо уже существующим объектом.
3.8. #Артефакт; искусственный продукт# (artefact: G): поддающийся оценке результат, получаемый в #процессе проектирования#.
Примечание. Этот термин распространяется на любую продукцию, процесс, связь или метод, которые были спроектированы.
3.9. #Аудитория; целевая группа# (audience: SI): группа людей или организаций, с которыми необходимо установить контакт или чьи интересы необходимо принимать во внимание.
3.10. #Аудит# (audit: G): систематический анализ, проводимый с целью оценки соответствия проекта предварительно установленным #требованиям#.
3.11. #Критерии аудита# (audit criteria): совокупность принципов, процедур и требований, используемых для сравнения с #результатами аудита#.
3.12. #Доказательства аудита# (audit evidence): записи, заключения и иная информация, которые обладают значимостью для критериев проверки и поддаются контролю.
Примечание. Доказательства аудита могут быть #качественными# или #количественными#.
3.13. #Ретроспективный анализ# (backcasting: G): процесс, с помощью которого желаемое представление о будущем переносится в настоящее время посредством ряда промежуточных достижений, которые позволяют эффективно планировать продвижение вперед.
Примечание. Этот термин может применяться к рынкам, продукции, #услугам, процессам# и организациям.
3.14. #Гистограмма# (bar chart: I): диаграмма, представляющая работы и сроки их исполнения в виде столбиков, построенных в одном масштабе и характеризующих последовательность операций.
Примечание. #Диаграмма Ганта# является особым типом гистограммы и не должна использоваться в качестве ее синонима.
3.15. #Исходное состояние# (baseline: SI): состояние продукции, официально установленное в определенный момент времени, которое будет служить базисом для анализа последующих работ.
3.16. #Бенчмаркинг# (benchmarking: M): систематическое сравнение методов, характеристик и #процессов# с существующими в других организациях с целью обучения и совершенствования #процессов# в собственной организации.
3.17. #Блочная модель# (block model: C): основное трехмерное представление предлагаемого проекта для более четкого восприятия размеров, формы и объема (без включения более мелких компонентов).
Примечание. Эту модель также называют "ориентировочной моделью", "пенопластовой моделью" или "пространственной моделью".
3.18. #Составление перечня технических требований# (blue printing: D): #получение потребителем опыта# и параллельные #процессы#, запланированные с достаточной степенью подробности для определения возможных моментов отказов и оценки параметров работоспособности.
3.19. #Свободный полет мысли# (blue-sky thinking: C): ничем не ограниченное исследование идей без учета их практической ценности, применимости и конкурентоспособности.
Примечание. Идеи, которые сегодня могут выглядеть непрактичными и не имеющими применения, могут стимулировать предположения, которые в будущем могут приводить к успешным инновациям.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>