Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 ноября 2012 г. N 1052-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАШИНЫ ДЛЯ ГОРОДСКОГО КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
И СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Vehicles for municipal city economy and road maintenance.
Special safety requirements
ГОСТ 31544-2012
МКС 43.160
Дата введения
1 января 2014 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 41-2012 от 24 мая 2012 г.).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Азербайджан AZ Азстандарт
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Молдова MD Молдова-Стандарт
Российская Федерация RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 года N 1052-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31544-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 года.
5. Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 50631-93.
6. Введен впервые.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства и содержания дорог (далее - машины), в состав которых входят:
машины для санитарной очистки городов;
машины для зимней очистки городов;
машины для летней очистки городов;
машины круглогодичного использования для уборки городов;
машины коммунальные разного назначения;
снегоочистители.
Стандарт устанавливает специальные требования безопасности, обусловленные особенностями технологического оборудования машин.
Автомобильные шасси, применяемые в машинах, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным действующими стандартами.
1а. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ СПЕЦОБОРУДОВАНИЯ
2.1. Составные части спецоборудования (в т.ч. провода, кабели, соединительная арматура, трубопроводы и т.п.) должны быть выполнены с таким расчетом, чтобы исключалась возможность их случайного повреждения, вызывающего опасность.
2.2. Поднимающиеся и опрокидывающиеся части спецоборудования должны быть оснащены упорами для их фиксации в поднятом положении и (или) устройствами, исключающими их самопроизвольное опрокидывание и резкое опускание.
2.3. Пульт управления спецоборудованием не должен находиться в зоне действия спецоборудования.
2.4. Пульт управления рабочими органами спецоборудования должен быть расположен так, чтобы оператор видел всю рабочую площадку.
2.5. Грузозахватные устройства спецоборудования должны обеспечивать захват грузов, исключающий их самопроизвольное смещение или опрокидывание.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Органы управления, воздействие на которые одновременно или не в установленной очередности может приводить к аварийной ситуации или повреждению оборудования, должны взаимно блокироваться.
Блокировка не должна распространяться на органы управления, служащие для остановки оборудования или любого его элемента.
3.2. Усилия, прилагаемые к рычагам управления спецоборудованием, в зависимости от способа перемещения и частоты использования, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Способ перемещения рычага Усилия, Н, не более
Частота использования, раз в смену
240 - 17 16 - 5 менее 5
Преимущественно пальцами 10 10 30
Преимущественно кистью 15 20 40
Преимущественно кистью с предплечьем 25 30 60
Всей рукой 40 60 150
Двумя руками 90 90 200
Усилие, прикладываемое двумя руками к рукоятке рычага ручного привода арматуры трубопровода в момент запирания запорного органа (или страгивания при открытии), не должно превышать 450 Н.
4. ВИБРАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Нормы одночисловых показателей вибрационной нагрузки на оператора для длительности смены 8 ч приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вид вибрации Направление действия Корректированные по частоте и эквивалентные корректированные значения
виброускорения виброскорости
дБ дБ
Локальная (на рычагах, педалях) , , 2,0 126 2,0 112
Общая (на рабочем месте оператора) 0,56 115 1,1 107
, 0,4 112 3,2 116
5. ШУМОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5.1. Уровень звука на рабочем месте оператора, производимый машинами, работающими в одном технологическом режиме в течение 8-часового рабочего дня, не должен превышать 85 дБА.
5.2. Эквивалентный уровень звука на рабочем месте оператора, производимый машинами, работающими в различных технологических режимах в течение 8-часового рабочего дня, не должен превышать 85 дБА, при этом максимальный уровень звука при любом технологическом режиме не должен превышать 110 дБА.
Примечание к 5.1 и 5.2. Уровень звука, воздействующего на оператора на рабочем месте с учетом индивидуальных средств защиты, не должен превышать 80 дБА.
5.3. Уровень звука внешнего шума не должен превышать значений, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Тип базового шасси Уровень звука, дБА
Машина с полной массой свыше 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>