RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 51901.22-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА

РЕЕСТР РИСКА

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ

Risk management. Risk register. Principles of development

ГОСТ Р 51901.22-2012

Группа Т59

ОКС 07.030

Дата введения
1 декабря 2013 года

Предисловие

1. Разработан Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст.
4. Введен впервые.

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).

Введение

Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. В реестр риска обычно включают основные виды опасностей, применяемые методы оценки и снижения риска и мероприятия по предупреждению, снижению и обработке риска. При разработке реестра риска необходимо учитывать соответствующие законодательные и обязательные требования, а также иную доступную информацию о видах опасности и риске их возникновения. Однако составление реестра риска, особенно при наличии большого количества источников опасности, требует больших усилий, затрат времени, финансовых средств, а также накопления необходимого объема информации.
Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" и ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения".

1. Область применения

В настоящем стандарте установлены правила построения реестра риска. Общие принципы разработки и ведения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Реестр риска является одним из способов представления информации о риске. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
Реестр риска может применяться как элемент системы менеджмента риска или самостоятельно. В системе менеджмента риска реестр риска не является обязательным элементом, могут быть использованы другие способы представления информации о риске.
Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий, а также для ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление и оценку риска, оценку эффективности менеджмента риска организации.
Реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях сопоставлять данные о риске и применять апробированные методы предупреждения опасных событий и инцидентов и реагирования на них.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 51901.21-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения
ГОСТ Р 51901.23-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Риск (risk): следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ "риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда".

Примечание 1. Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное).
Примечание 2. Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).
Примечание 3. Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.
Примечание 4. Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.
Примечание 5. Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.

[ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009]
3.2. Менеджмент риска (risk management): скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.
[ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009]
3.3. Реестр риска (risk register): форма записи информации об идентифицированном риске.
Примечание. Термин "журнал риска" иногда используют вместо термина "реестр риска".

[ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009]
3.4. Менеджер по риску (risk manager): специалист по идентификации, оценке, анализу, обработке, мониторингу риска, а также другим видам деятельности в области менеджмента риска организации.

4. Порядок разработки реестра риска организации

4.1. Общие положения
Основные цели разработки реестра риска, его место в системе менеджмента риска, преимущества и недостатки реестра риска, а также основные этапы разработки установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Реестр риска должен содержать данные по идентификации опасных событий и оценке их риска, а также данные о возможных последствиях воздействия этих опасных событий на деятельность организации в стоимостном и материальном выражении. В реестр риска включают также оценку выполнения мероприятий по обработке риска. Типовая форма реестра риска приведена в таблице 1. В зависимости от особенностей организации форма и содержание реестра риска могут быть изменены или дополнены. Форма реестра риска должна быть утверждена высшим руководством организации.

Таблица 1

Типовая форма реестра риска

Идентификация опасных событий Анализ риска
Индивидуальный идентификатор опасного события Краткое наименование опасного события и его описание Этап жизненного цикла продукции (услуги), на котором может возникнуть опасное событие Причина опасного события Возможные воздействия и последствия опасных событий на деятельность организации Предупреждающие средства контроля и методы управления Средства контроля и методы управления по реагированию на опасное событие и восстановлению деятельности Уровень применяемых предупреждающих средств контроля и методов управления Уровень применяемых средств контроля и методов управления по реагированию на опасное событие и восстановлению деятельности Источники данных и предположения, используемые при оценке риска Метод оценки и анализа риска Оценка последствий (ущерба) при реализации опасного события Вероятность опасного события Результат количественной оценки риска Уровень неопределенности оценки риска
Объект воздействия опасного события Описание воздействия опасного события Дни простоя Стоимость Другие единицы измерения




Окончание таблицы 1

Сравнительная оценка риска Обработка риска Мониторинг риска и пересмотр реестра риска Замечания, предложения, ссылки
Критерий приемлемости риска Результат сравнительной оценки риска (риск неприемлемый, риск приемлемый, но требует обработки (ALARP), риск приемлемый) Ранг опасного события в порядке возрастания риска Стратегия обработки риска (устранение, снижение, передача, принятие, оптимизация) Значения показателей после внедрения стратегии менеджмента риска Мероприятия по обработке риска Срок выполнения Ответственный за выполнение мероприятий по обработке риска Мониторинг мероприятий по обработке риска Результаты анализа результативности и эффективности мероприятий по обработке риска Результаты анализа результативности и эффективности системы менеджмента риска
Оценка последствий Оценка вероятности опасного события Оценка риска План Факт Подразделение Должность Ф.И.О., подпись
план факт план факт план факт

Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!