Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 сентября 2013 г. N 1077-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ
УПРАВЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТЬЮ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА БЕЗОТКАЗНОСТЬ
Dependability in technics. Dependability management.
Reliability centred maintenance
IEC 60300-3-11:2009
(NEQ)
ГОСТ Р 27.606-2013
ОКС 21.020
Дата введения
1 июня 2014 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 119 "Надежность в технике".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2013 г. N 1077-ст.
4. Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта IEC 60300-3-11:2009 Dependability in technics. Reliability centred maintenance (МЭК 60300-3-11:2009 "Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность").
5. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Надежностно-ориентированное техническое обслуживание (далее - RCM) представляет собой методологию выявления и выбора политики предупреждения и/или предупреждения отказов (далее - политика управления отказами), нацеленной на эффективное обеспечение требуемых безопасности, готовности и экономичной эксплуатации изделий. Политика управления отказами может включать в себя действия по техническому обслуживанию (ТО), изменения правил применения, конструктивные доработки и другие действия, нацеленные на ослабление последствий отказов.
Методология построения RCM была первоначально разработана в 1960-х годах для гражданской авиации и установлена в документе ATA-MGS-3. В настоящее время RCM представляет собой проверенную временем методологию, общепринятую во многих отраслях.
RCM представляет собой процесс выработки и принятия решений, направленных на выявление подходящих и эффективных требований к системе и операциям предупредительного ТО, отвечающих последствиям выявляемых отказов в части их влияния на безопасность, техническую эффективность и экономичность эксплуатации изделия и вызывающих указанные отказы механизмов его деградации. Конечным результатом применения RCM является определение необходимости тех или иных действий по предупредительному ТО, изменений конструкции изделия или иных действий по повышению его эффективности.
Основными этапами программы RCM являются:
а) инициирование и планирование;
б) анализ функциональных отказов;
в) отбор задач;
г) внедрение;
д) непрерывное совершенствование.
Все задачи должны быть нацелены на обеспечение безопасности изделий для персонала и окружающей среды, а также на выполнение требований по эффективности и экономичности их эксплуатации. Вместе с тем следует отметить, что критерии отбора должны зависеть от природы изделий и их назначения. Например, производственные процессы должны быть экономически жизнеспособными и отвечать строгим требованиям по охране окружающей среды, в то время как изделия военного назначения должны полностью отвечать оперативным требованиям, но при этом к ним могут применяться не столь жесткие требования по безопасности, экономичности и экологичности.
Максимальную пользу приносит проведение RCM-анализа на стадии разработки изделий, когда его результаты могут непосредственно повлиять на их конструкцию. Вместе с тем RCM-анализ также полезен на этапах эксплуатации, ТО изделий, когда могут быть усовершенствованы содержание и методы ТО, проведены конструктивные и иные доработки.
Успешное применение RCM требует хорошего знания оборудования и систем, условий и контекста их применения, взаимосвязанных с ними систем, а также возможных отказов и их последствий. Наибольшая эффективность достигается в случаях, когда анализ нацелен на предупреждение и/или ослабление последствий отказов, имеющих серьезные последствия с точки зрения безопасности, влияния на окружающую среду, экономичности и эффективности применения изделий.
1. Область распространения
Настоящий стандарт содержит руководство по выработке политики управления надежностью оборудования и систем с использованием методологии надежностно-ориентированного технического обслуживания и ремонта (RCM). Методология RCM применима для изделий типа средств и систем связи, наземных транспортных средств, судов, электростанций, летательных аппаратов и других систем, имеющих в своем составе технические средства. Как правило, технические средства состоят из многих электротехнических, механических, приборных и контрольных систем и подсистем, которые могут быть далее по мере необходимости последовательно разукрупнены на более мелкие составляющие.
Область распространения настоящего стандарта ограничена исключительно методами RCM и не включает в себя другие аспекты технического обслуживания (ТО).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем стандарте использованы термины и определения по ГОСТ Р 27.002, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1.1. Встроенный контроль: приданная изделию способность автоматически выявлять и локализовывать неисправности.
3.1.2. Средства встроенного контроля: аппаратные и/или программные средства, обеспечивающие встроенный контроль.
3.1.3. Свободно продаваемые изделия: комплектующие изделия, доступные для приобретения в открытой продаже.
3.1.4. Критичность: значение, придаваемое неисправности.
Примечание. Критичность выражается в уровнях. Чем выше уровень критичности, тем более серьезных последствий можно ожидать от данной неисправности.
3.1.5. Глубина проверки: установленный уровень, на котором должны выявляться неисправные составные части.
3.1.6. Конструктивный уровень: уровень структуры декомпозиции изделия, на котором находится тот или иной его элемент (составная часть).
3.1.7. Точность диагностирования: доля возможных неисправностей, которые могут быть точно выявлены в данных условиях.
3.1.8. Техническое диагностирование: процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью.
3.1.9. Ложная тревога: появление сигнала о наличии неисправности, которая, как выяснилось после проведения соответствующих операций по поиску отказов, на самом деле отсутствует.
3.1.10. Интенсивность ложных тревог: процентная доля ложных тревог в общем числе сообщений об отказах.
3.1.11. Время выявления отказа: период времени между моментами проявления отказа и его обнаружением.
3.1.12. Имитация неисправности: введение неисправности посредством неразрушающего вмешательства в изделие и/или, при необходимости, имитация неисправности с помощью программных средств для проверки диагностических возможностей имеющихся методов и средств контроля технического состояния.
3.1.13. Функция: требуемое от изделия эксплуатационное качество.
Примечание. Функция всегда сопряжена с определенным элементом структуры декомпозиции изделия.
3.1.14. Функциональная модель: концептуальное представление изделия, описывающее взаимосвязи и зависимости между воздействиями на него (входными сигналами) и сигналами, измеряемыми на выходе (терминале).
Примечание. Функциональная модель, возникающая в процессе разработки изделия, в принципе представляет собой блок-схему, описывающую функции изделия и дополненную цепями проверок, предусмотренными разработчиками.
3.1.15. Функциональная проверка (испытание): проверка всех назначенных функций изделия в целях определения его функциональных возможностей.
3.1.16. Аппаратный элемент: конструктивный элемент изделия, предназначенный для выполнения некоторой функции или подфункции, который может включать в себя встроенное программное обеспечение.
3.1.17. Элемент, заменяемый на месте: элемент аппаратных или программных средств, заменяемый непосредственно на месте эксплуатации изделия пользователем или специализированной организацией, осуществляющей поддержку его эксплуатации.
3.1.18. Концепция ТО и ремонта: описание взаимосвязей между конструктивными уровнями и уровнями обслуживания, принятыми для данного изделия.
3.1.19. Политика ТО и ремонта: общий подход к проведению и поддержке ТО и ремонта изделия, основанный на целях и политике его владельцев, пользователей и заказчиков.
3.1.20. Мониторинг: автоматизированное наблюдение за функционированием изделия в определенном режиме эксплуатации, не влияющее на его работу.
3.1.21. Условия и режимы эксплуатации: ожидаемые условия работы изделия.
3.1.22. Параметр: физическая величина, характеризующая некоторую функцию изделия.
3.1.23. Продукт (изделие): определенные поставляемые товар или услуга.
Примечания
1. Применительно к надежности изделия могут быть простыми (например, отдельное устройство или алгоритм) или сложными (например, система или сеть,
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>