RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 55653-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 25 октября 2013 г. N 1206-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ
ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

The organization and conduct work to preserve cultural
heritage. Work of monumental painting. General requirements

ГОСТ Р 55653-2013

ОКС 97.195

Дата введения
1 июня 2014 года

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" (ФГУП ЦНРПМ), Федеральным государственным унитарным предприятием "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" (ФГУП МНРХУ)
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурное наследие"
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2013 г. N 1206-ст
4. Настоящий стандарт направлен на реализацию норм Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений монументальной живописи.
1.2. Стандарт предназначен для государственных органов охраны объектов культурного наследия, реставрационных организаций, специалистов в области сохранения произведений монументальной живописи, пользователей, собственников объектов культурного наследия и рекомендован для выполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, независимо от их ведомственной принадлежности.
1.3. Стандарт определяет задачи реставрации, устанавливает порядок организации и проведения консервационно-реставрационных и исследовательских работ на произведениях монументальной живописи, виды контроля за методической направленностью и качеством реставрации; определяет состав, содержание, порядок оформления, согласование и утверждение научно-реставрационной документации, а также формы взаимоотношений между органами охраны объектов культурного наследия, заказчиками и исполнителями работ.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 55528-2013 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. произведения монументальной живописи: Произведения, относящиеся к виду живописи, неразрывно связанной с архитектурой, украшающей стены и потолки зданий.
Примечание - В соответствии с техникой исполнения в монументальной живописи выделяют мозаику, фреску, темперную, масляную и клеевую живопись.

3.2. консервация произведений монументальной живописи: Совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика произведения (первоначального или к моменту поступления на консервацию), механической прочности и химической инертности.
3.3. противоаварийные работы на произведениях монументальной живописи: Срочные работы по предотвращению разрушений произведений монументальной живописи.
3.4. реставрация произведений монументальной живописи: Укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных произведений с целью возвращения их в состояние и вид, наиболее близкий к первоначальному, приведение живописи в экспозиционный вид.
3.5. профилактические работы на произведениях монументальной живописи: Временные укрытия живописи для защиты на период проведения ремонтно-реставрационных работ.
3.6. зондаж: Удаление поздних штукатурок, шпатлевок и покрасок для раскрытия живописи.
3.7. пробные раскрытия: Освобождение произведения на неответственном участке от позднейших записей до первоначального (авторского) слоя с целью отработки методики удаления слоев покрытия.

4. Основные принципы реставрации произведений монументальной живописи

4.1. Научная реставрация состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия и выявление его историко-культурной и художественной значимости.
4.2. Основной целью реставрационной деятельности являются работы по консервации произведений монументальной живописи.
4.3. Современная научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре и художественном образе объекта культурного наследия технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Технические средства и материалы реставрации не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.

5. Порядок оформления разрешительной документации на выполнение работ по сохранению произведений монументальной живописи

5.1. Реставрация и консервация произведений монументальной живописи осуществляются реставрационными организациями и индивидуальными предпринимателями только под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия на основании лицензии на данный вид работ.
5.2. Заказчиком реставрационных работ может быть соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, пользователь, арендатор или собственник объекта.
5.3. Работы по сохранению произведений монументальной живописи проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями [1], [2].
5.4. Технический отчет (акт технического состояния) произведения монументальной живописи составляется на основании его визуального обследования комиссией при участии представителей соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и исполнителя работ по сохранению произведения монументальной живописи и включает в себя краткое описание состояния сохранности и выявленных причин разрушения.
5.5. Контроль за ходом работ по сохранению произведений монументальной живописи осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Контрольно-методические функции выполняются реставрационной комиссией. В состав реставрационной комиссии входят опытные художники-реставраторы, историки искусства, архитекторы-реставраторы, другие специалисты соответствующего профиля, представители заказчика и генподрядчика.
5.6. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования произведений монументальной живописи, а также составление научно-реставрационной документации осуществляются за счет средств заказчика.
5.7. Исполнитель работ по сохранению произведений монументальной живописи может приступить к проведению работ на основании следующего комплекта документов:
- разрешения, выдаваемого соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
- задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- методики реставрации произведения монументальной живописи (см. 11.5 - 11.10), согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
- договора заказчика с подрядчиком;
- сметной документации.
5.8. В ходе работ по сохранению произведений монументальной живописи задание может быть дополнено, уточнено или изменено. Изменение задания должно сопровождаться письменным обоснованием.
5.9. Уточнения к заданию и методике могут вноситься реставрационной комиссией без дополнительных согласований и утверждений, если это не влечет удорожания стоимости работ. Четко сформулированные уточнения к заданию фиксируются протоколом реставрационной комиссии.
5.10. Для определения объемов работ проводятся натурные обследования и обмеры произведения монументальной живописи. Результаты натурного обследования сводятся в ведомости объемов работ, дополняемой необходимыми объемами на научно-исследовательские, архивные и лабораторные работы, фиксацию реставрационных процессов и составление отчетной документации.
5.11. Ведомость объемов работ составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы.
5.12. Подрядчик составляет сметную документацию и передает ее заказчику для экспертизы и утверждения.
5.13. Сметная документация утверждается заказчиком и передается подрядчику до начала работ по сохранению произведений монументальной живописи для заключения договора (контракта).
5.14. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и подрядчиком, оговариваются условия выполнения работ, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы и график работ.
5.15. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке.
5.16. Руководитель работ по сохранению произведений монументальной живописи, а также ответственные исполнители на объекте несут ответственность за профессиональный уровень проводимых работ, за правильную их организацию в соответствии с требованиями инструкции [3], за соблюдение утвержденной методики реставрационных работ.

Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!