Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 18 сентября 2014 г. N 1128-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ
ОБСЛУЖИВАНИЯ - ПРОЕКТИРОВЩИКОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
РУКОВОДСТВО
ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ (ТОиР)
Air transport. Safety management system of aviation
activity. Safety management system of complex service
providers. Safety management system manual of aviation
activity maintenance service and repair organization
ГОСТ Р 56120-2014
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1128-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Организация по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) разрабатывает и ведет документацию по системе управления безопасностью авиационной деятельности (СУБ-АД), основой которой является руководство по СУБ. Руководство по СУБ должно включать в себя:
- политику и цели в области обеспечения безопасности;
- требования к СУБ;
- процессы и процедуры СУБ;
- иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СУБ;
- результаты функционирования СУБ.
Организация по ТОиР разрабатывает и обновляет приемлемое руководство по СУБ, которое может быть отдельным документом или частью существующей документации, что должна определить сама организация. Тем не менее руководство должно определить и обеспечить функционирование всех процессов, которые должны реализовать требования настоящего стандарта и обеспечить выполнение требований государства по обеспечению приемлемого уровня безопасности АД для данной организации.
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит указания по разработке руководств по системе управления безопасностью авиационной деятельности (СУБ-АД) организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР). Руководство по СУБ-АД должно отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход организаций по ТОиР к созданию и внедрению СУБ-АД в организации для интеграции в Единую систему управления безопасностью авиационного комплекса Российской Федерации.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштаба, которые осуществляют техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники (АТ) и имеют сертификат.
2. Термины и определения
2.1. Система: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.
2.2. Регулирование безопасности: применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов.
2.3. Безопасность: состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня риска и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
2.4. Показатели безопасности: критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.
3.5. Риск: мера количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от этих событий.
2.6. Приемлемость риска: степень готовности общества к принятию данного риска.
2.7. Организация: корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания авиационного комплекса.
2.8. Организация по ТОиР: юридическое лицо, осуществляющее техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники (АТ) и имеющее сертификат.
2.9. Техническое обслуживание: комплекс работ, выполняемый для поддержания летной годности воздушного судна (ВС) при его подготовке к полетам, а также при обслуживании ВС и его компонентов после полетов, при хранении и транспортировании.
2.10. Ремонт АТ: комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности АТ с установлением межремонтного ресурса и (или) срока службы.
3. Документация СУБ
3.1. Иерархия СУБ
На рисунке 1 приведена типичная иерархия документации СУБ организации по ТОиР. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от особенностей конкретной организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СУБ.
Руководство по СУБ (Уровень A) Описывает СУБ организации ТОиР в соответствии с установленной политикой в области обеспечения безопасности авиационной деятельности и применяемыми стандартами
Документированные процедуры (Уровень B) Описывают необходимую для внедрения элементов СУБ организации по ТОиР деятельность отдельных функциональных подразделений
Другие документы СУБ организации ТОиР (положения, инструкции, бланки, отчеты и др.) (Уровень C) Состоит из подробных рабочих документов организации по ТОиР
Рисунок 1. Иерархия документации СУБ организации по ТОиР
3.2. Документированные процедуры СУБ организации по ТОиР
Документированные процедуры СУБ должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечению безопасности.
Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность: указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.
Степень подробности зависит от следующих факторов:
- перечень производственных возможностей организации ТОиР;
- доступность производственного персонала к документации по ТОиР на неверные процедуры или технологии или извещениям автора документации по ТОиР;
- установленные процедуры организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по ТОиР неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации по ТОиР воздушного судна (ВС) или его компонента.
Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть, либо на последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СУБ.
Количество документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления следует определять с использованием настоящего стандарта. Каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера деятельности.
3.3. Руководство по СУБ
3.3.1. Общие положения
Руководство по СУБ должно состоять из документированных процедур системы, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью, в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство должно охватывать все применяемые элементы стандарта системы качества организации по ТОиР.
В руководстве по СУБ должны быть описаны с соответствующими подробностями те же аспекты управления, которые упомянуты в 3.2. В некоторых случаях соответствующие документированные процедуры системы и некоторые разделы руководства могут быть идентичными. Однако необходима некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого руководства по СУБ.
Содержание руководства по СУБ организации ТОиР подробно рассмотрено в разделе 6.
3.3.2. Цели руководства по СУБ организации по ТОиР
Руководство по СУБ организации по ТОиР разрабатывают в целях (но не ограничиваясь ими):
- изложения политики, процедур и требований организации по ТОиР в области обеспечения безопасности авиационной деятельности;
- описания и внедрения эффективной СУБ;
- обеспечения более совершенного управления установившейся практикой и облегчения деятельности по обеспечению безопасности авиационной деятельности;
- обеспечения документированной основы для проведения проверок функционирования СУБ;
- подготовки персонала, занятого разработкой СУБ организации по ТОиР и методов оценки ее соответствия национальным требованиям;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>