Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 9 июля 2014 г. N 714-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ АТТРАКЦИОНОВ
ЧАСТЬ 2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К АВТОДРОМАМ
Safety of attractions. Part 2.
Additional security requirements to the driving ranges
ГОСТ Р 53130.2-2014
ОКС 97.200.40
ОКПО 96 8535
Дата введения
1 июня 2015 года
Предисловие
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Промсервис".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 427 "Аттракционы и другие устройства для развлечений".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 июля 2014 г. N 714-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Настоящий стандарт устанавливает минимально необходимые требования безопасности аттракционов типа автодром в целях защиты жизни или здоровья пассажиров, зрителей, персонала, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт распространяется на аттракционы типа "автодром", оборудованные трассой, проложенной по поверхности земли и предназначенной для движения транспортных средств на аккумуляторах (далее - автодромы).
1.2. Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности автодромов.
1.3. Настоящий стандарт определяет мероприятия, относящиеся к рискам, связанным с использованием по назначению автодромов, и требования по их минимизации в целях защиты жизни и здоровья пассажиров, зрителей и персонала, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
1.4. Настоящий стандарт не устанавливает требований к пожарной безопасности и безопасности при хранении, транспортировании, реализации и утилизации аттракциона.
1.5. Настоящий стандарт не распространяется на автодромы с направляющими желобами, путями, рельсами, с запрограммированным движением, с транспортными средствами, оснащенными верхним и нижним токосъемниками, двигателями внутреннего сгорания, топливными элементами, выполненными не в виде аккумуляторов, бесконтактной передачей электроэнергии, а также предназначенные для спортивных соревнований, заездов на установление рекордов и шоу-программ.
1.6. Стандарт не устанавливает уровни допустимого риска для аттракциона.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска
ГОСТ Р 51885-2002 (ИСО 7001-90) Знаки информационные для общественных мест
ГОСТ Р 52170-2003 Безопасность аттракционов механизированных. Основные положения по проектированию стальных конструкций
ГОСТ Р 53130-2008 Безопасность аттракционов. Общие требования
ГОСТ Р 53488-2009 Безопасность аттракционов. Требования к обоснованию безопасности механизированных аттракционов. Основные положения
ГОСТ Р 54111.1-2010 Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования безопасности. Часть 1. Функциональная безопасность транспортного средства
ГОСТ Р 54111.3-2011 Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования техники безопасности. Часть 3. Защита людей от поражения электрическим током
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 61140-2000 Защита от поражения электрическим током. Общие положения по безопасности, обеспечиваемой электрооборудованием и электроустановками в их взаимосвязи
ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53130 и [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. автодром: Устройство для развлечения, представляющее собой замкнутую систему с крытой или открытой трассой, предназначенной для движения транспортных средств.
3.2. ограничительная система: Устройство, устанавливаемое вдоль трассы, определяющее траекторию движения и предназначенное для удержания транспортных средств в границах трассы автодрома.
3.3. пассажир: Посетитель аттракциона, находящийся в транспортном средстве, управляющий и контролирующий направление движения, ускорение, скорость и торможение транспортного средства.
3.4. транспортное средство; ТС: Одиночное средство передвижения на аккумуляторах, не связанное с другими транспортными средствами, имеющее четыре и более не расположенных на одной линии колес, находящихся в постоянном контакте с поверхностью трассы, предназначенное для размещения и перемещения пассажиров только по трассе автодрома и управляемое пассажиром.
3.5. трасса автодрома: Специально подготовленная замкнутая траектория движения, имеющая твердую поверхность и оборудованная ограничительной системой.
4. Общие требования безопасности
4.1. Аттракцион, а также все связанное с его эксплуатацией оборудование, для которых выявлены и идентифицированы опасности, должны обеспечивать минимальный уровень риска при эксплуатации для пассажиров, зрителей и персонала и быть спроектированы с учетом требований ГОСТ Р 52170 и ГОСТ Р 53130.
4.2. При всех предусмотренных разработчиком режимах эксплуатации должны быть исключены опасности и сопутствующие им риски и обеспечена защита пассажиров, зрителей и персонала от:
- падения;
- протекания опасных токов через тело человека;
- воздействия двигающихся и перемещающихся элементов конструкции и предметов;
- возникновения и распространения огня;
- ошибок посетителей, зрителей и персонала или нарушений ими правил пользования аттракционом или требований эксплуатационной документации;
- воздействия материалов и веществ;
- зацепления и защемления за выступающие части;
- воздействия погодных явлений;
- возникновения нештатных ситуаций, включая несанкционированное использование аттракциона.
4.3. Уровень остаточного риска причинения вреда пассажирам, зрителям и персоналу при эксплуатации аттракциона как при штатных, так и при нештатных ситуациях должен быть минимальным.
4.4. При проектировании аттракциона должно быть разработано обоснование безопасности.
4.4.1. Обоснование безопасности аттракциона должно быть разработано с учетом требований ГОСТ Р 51344, ГОСТ Р 53130, ГОСТ Р 53488 и ГОСТ 27.310.
5. Требования к материалам и комплектующим изделиям
5.1. Материалы и вещества, применяемые в ТС и на трассе автодрома, не должны оказывать вредное воздействие на пассажиров и персонал.
5.2. Свойства материалов и комплектующих изделий, применяемых при изготовлении, должны соответствовать требованиям нормативных документов, указанных в конструкторской документации.
5.3. Пригодность и срок службы материалов и комплектующих изделий должны быть подтверждены опытным путем или по результатам испытаний и зафиксированы в обоснование безопасности.
5.4. Качество используемых материалов и комплектующих изделий должно быть подтверждено соответствующими документами о качестве (сертификатами, протоколами испытаний и т.п.) и проверено при входном контроле.
6. Требования к транспортному средству
6.1. Требования к конструкции
6.1.1. ТС должно быть спроектировано с учетом действия результирующих сил, создаваемых всеми приложенными нагрузками, связями и условиями движения.
6.1.2. Конструкция ТС должна иметь защитные приспособления, чтобы исключить наезд колес или их зацепление с колесами или выступающими частями других ТС.
6.1.3. В конструкции ТС должна быть предусмотрена функция заднего хода, удовлетворяющая требованиям ГОСТ Р 54111.1.
6.1.4. Каждое ТС должно быть оснащено устройством для предотвращения его несанкционированного использования.
6.1.5. Массы ТС, одновременно двигающихся по трассе, не должны отличаться более чем на 30%.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>