Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 18 сентября 2014 г. N 1126-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ АВИАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Air transport.
Safety management system of aviation activity.
Safety management system of complex service providers.
Safety management system manual of aviation
activity airport complex
ГОСТ Р 56118-2014
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1126-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Оператор аэропортового комплекса (АК) разрабатывает и ведет документацию по СУБ АД, основой которой является руководство по СУБ.
Руководство по СУБ должно включать в себя:
- политику и цели в области обеспечения безопасности;
- требования к СУБ;
- процессы и процедуры СУБ;
- иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СУБ;
- результаты функционирования СУБ.
Оператор АК разрабатывает и обновляет приемлемое руководство по СУБ, которое может быть отдельным документом или частью существующей документации, что должен определить сам оператор, но руководство должно определить и обеспечить функционирование всех процессов, которые должны реализовать требования настоящего стандарта и обеспечить выполнение требований государства по обеспечению приемлемого уровня безопасности авиационной деятельности.
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит указания по разработке руководств по СУБ АД операторов аэропортового комплекса (АК). Руководство по СУБ должно отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:
- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;
- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;
- согласование и контроль над строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;
- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля над их техническим состоянием;
- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;
- орнитологическое обеспечение;
- обеспечение контроля над работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;
- обеспечение соблюдения спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;
- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;
- обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;
- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;
- обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;
- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;
- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;
- обеспечение соблюдения спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;
- обеспечение соблюдения спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;
- встреча и сопровождение воздушных судов.
Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход операторов АК к созданию и внедрению СУБ АД для интеграции в Единую систему управления безопасности авиационного комплекса Российской Федерации.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми операторами АК независимо от их юридической формы и размера, которые осуществляют коммерческое обслуживание воздушных судов и имеют сертификат.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Система: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.
2.2. Регулирование безопасности: применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов.
2.3. Безопасность: состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня риска и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
2.4. Показатели безопасности: критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.
2.5. Риск: мера количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от этих событий.
2.6. Приемлемость риска: степень готовности общества к принятию данного риска.
2.7. Организация: корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания авиационного комплекса.
3. Документация СУБ
3.1. Иерархия документации СУБ
На рисунке 1 приведена типичная иерархия документации СУБ оператора АК. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от положения дел в этой организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СУБ.
Руководство по СУБ (Уровень A) Описывает СУБ оператора АК в соответствии с установленной политикой в области обеспечения безопасности авиационной деятельности и применяемыми стандартами
Документированные процедуры (Уровень B) Описывают необходимую для внедрения элементов СУБ деятельность отдельных функциональных подразделений
Другие документы СУБ оператора АК (положения, инструкции, бланки, отчеты и др.) (Уровень C) Состоит из подробных рабочих документов
Рисунок 1. Иерархия документации СУБ
3.2. Документированные процедуры СУБ оператора АК
Документированные процедуры СУБ должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечению безопасности.
Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность: указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.
Степень подробности зависит от следующих факторов:
- масштабы АК, число организаций (юридических лиц), осуществляющих аэропортовую деятельность;
- доступность производственного персонала к документации на неверные процедуры или технологии или к извещениям автора документации;
- установленные процедуры организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по аэропортовой деятельности неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации.
Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть, либо на последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СУБ.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>