Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 9 июля 2014 г. N 813-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
(УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ)
РУКОВОДСТВО
ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Air transport.
System of management of safety of aviation operations.
System of management of safety of aviation
complex providers - educational institutions.
Management system manual safety of aviation activity
of an educational institution
ГОСТ Р 56075-2014
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2015 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 813-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Настоящий стандарт, разработанный в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 260-ФЗ "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации", Федеральными авиационными правилами РФ, Конвенцией о международной гражданской авиации, Приложением 19 ИКАО, Руководством по управлению безопасностью (РУБ) (Doc. 9859), 3-е издание, устанавливает требования к системам менеджмента безопасности (СМБ) поставщиков обслуживания - учебным заведениям, в соответствии с действующей Государственной программой по безопасности полетов РФ (ГосПБП) и Государственной политикой в области обеспечения безопасности полетов.
Так как в настоящем стандарте речь идет о СМБ поставщика обслуживания - учебного заведения, его требования, оформленные в нем, относятся к элементам и компонентам системы менеджмента безопасности, ее функциональной и организационной структуре, процессам менеджмента, процессам производства и взаимосвязям между ними, ко всем видам привлекаемых ресурсов и инфраструктуре поставщика обслуживания - учебного заведения. В настоящем стандарте приведены требования к методам и правилам выполнения управленческой и производственной деятельности, требования к характеристикам и показателям процессов, показателям факторов опасности, показателям риска в различных процессах системы менеджмента, которые при взаимодействии определяют уровень безопасности деятельности поставщика обслуживания - учебного заведения.
Деятельность по предоставлению услуги различных поставщиков обслуживания имеет объективные отличия друг от друга: в структуре организации, функциональной структуре деятельности, содержании процессов и показателях деятельности поставщиков обслуживания, проявляющиеся в безопасности авиационной деятельности и безопасности полетов. Поэтому СМБ конкретного поставщика обслуживания - учебного заведения должна иметь процедуры, построенные в соответствии с требованиями настоящего стандарта и с учетом других конкретных нормативов авиационной деятельности по подготовке инженерно-технического и летного персонала авиационной отрасли.
Высшее руководство, руководители подразделений и сотрудники поставщика обслуживания (учебные заведения) для выполнения требований настоящего стандарта и других руководящих документов должны внести необходимые новые элементы в процессы своей деятельности, освоить и использовать новые принципы системы менеджмента безопасности деятельности учебного заведения и реализовать эффективное выполнение авиационной деятельности с учетом правовых, методологических, организационных, ресурсных и технологических аспектов менеджмента безопасности деятельности учебного заведения.
Согласно введенной ИКАО классификации участников авиационной деятельности СМБ должны быть у следующих поставщиков обслуживания авиационной отрасли (Приложение 19, пункты 3.1.3 и 3.1.4):
а) утвержденные учебные организации (образовательные учреждения - для Российской Федерации), которые подвержены воздействию рисков для безопасности полетов, связанных с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления им своих услуг;
б) эксплуатанты самолетов или вертолетов, имеющие разрешение на выполнение международных коммерческих авиаперевозок;
в) утвержденные организации по техническому обслуживанию, предоставляющие услуги эксплуатантам самолетов или вертолетов, выполняющим международные коммерческие авиаперевозки;
г) организации, ответственные за конструкцию типа или изготовление воздушных судов;
д) поставщики обслуживания воздушного движения (ОВД);
е) эксплуатанты сертифицированных аэродромов;
ж) эксплуатанты тяжелых или турбореактивных самолетов международной авиации общего назначения, для которых в рамках ГосПБП требуется внедрение СМБП (не являющиеся поставщиком обслуживания).
Первой особенностью СМБ образовательного учреждения (высшего, среднего и специального) является то, что выпускники образовательной системы будут работать во всех организациях - поставщиках обслуживания авиационной деятельности.
Их профессиональные навыки в понимании и применении методологии безопасности авиационной деятельности должны быть системными и пригодными для различных специальностей руководителей и сотрудников различных предприятий по разработке, конструированию, испытаниям и сертификации авиационной техники, предприятий - изготовителей авиационной техники, поставщиков обслуживания воздушного движения, утвержденных организаций по техническому обслуживанию и др.
Программы подготовки таких специалистов должны формировать высокую культуру управления и профессиональной деятельности.
Особенностью настоящего стандарта является применение требований к различным сферам авиационной деятельности различных поставщиков обслуживания для обеспечения понимания и выполнения всеми выпускниками, что требует такого уровня обобщения и оформления правил и требований, чтобы свести к минимуму разночтения в понимании и применении настоящего стандарта из-за специфики деятельности поставщиков обслуживания - учебного заведения.
У поставщиков обслуживания, которые напрямую занимаются деятельностью, связанной с полетами или обеспечением полетов (эксплуатантов, ОВД, например), СМБ будут иметь наименование "Система менеджмента безопасности полетов" (СМБП). У поставщиков обслуживания, которые не занимаются непосредственно полетами или обеспечением полетов (например изготовление ВС, образовательные учреждения подготовки инженерных, технических кадров авиационной отрасли), СМБ будут иметь наименование "Система менеджмента безопасности авиационной деятельности" (СМБ-АД).
Второй особенностью настоящего стандарта является адекватность требований с содержанием положений, изложенных в Приложении 19 ИКАО и Руководстве по управления безопасностью (Doc. 9859, 2013 г.), 3-е издание.
В связи с тем, что в авиационной отрасли у поставщиков обслуживания уже имеются системы менеджмента, разработанные и применяемые на основе требований международных стандартов (например, ИСО), третьей особенностью настоящего стандарта является содержание в них требований к СМБ как интегрированной системе менеджмента. В новых системах менеджмента и процессах менеджмента требования по безопасности следует рассматривать как обобщающие интегрированные требования, базирующиеся на показателях качества, экологии, риска. При этом должен быть обеспечен акцент на интеграцию всех показателей системы менеджмента и процессов, которые должны обеспечить достижение заданного уровня безопасности поставщика обслуживания - учебного заведения.
Настоящий стандарт на уровне конкретного поставщика обслуживания - учебного заведения является основой взаимосвязей требований, соответствующих специфике деятельности поставщика обслуживания и содержащихся в национальных стандартах, федеральных авиационных правилах, международных отраслевых стандартах (ИКАО, ИСО), авиационных правилах и реализующихся в процессах интегрированной СМБ-АД. Требования стандартов, реализованные в структуре системы менеджмента и деятельности персонала поставщика обслуживания по качеству процессов, информационной безопасности, риск-менеджменту, промышленной безопасности, менеджменту экологии и др., должны быть интегрированы в показатели безопасности полетов.
В связи с тем, что СМБ должна применяться каждым из участников авиационной деятельности, центральными требованиями, вокруг которых строится и применяется СМБ, являются требования к безопасности полетов. Все остальные необходимые и важные требования по другим нормативным документам поставщика обслуживания взаимно согласовываются и встраиваются в общую интегрированную СМБ деятельности поставщика обслуживания (требования к качеству образования, требования к экологической безопасности, требования к промышленной безопасности и гигиены труда, требования к процессам риск-менеджмента, требования к процессам информационной безопасности и др.).
Государство оставляет за собой системный надзор за деятельностью поставщиков обслуживания в СМБ поставщиков обслуживания (подраздел 3.2 Приложения 19 ИКАО).
В настоящем стандарте требования к структуре процессов СМБ дополняются требованиями к содержанию и к количественным показателям процессов обслуживания.
Разработка и внедрение СМБ определяются требованиями Приложения 19 ИКАО и РУБ, 3-е издание, и осуществляются поставщиком обслуживания на основе требований настоящего стандарта, по Программе разработки и внедрения системы менеджмента безопасности и плану-графику, с привлечением необходимых экспертов и ресурсов. Разработку и внедрение СМБ-АД поставщика обслуживания проводят с включением требований иных отраслевых и национальных стандартов и нормативов, используемых в текущее время в системе менеджмента и производства конкретного поставщика обслуживания.
Настоящий стандарт предполагает единообразие в понимании и применении принципов, методов и технологий в описании и реализации процессов СМБ. Однако организация самостоятельно решает, какими конкретными способами будет выполняться формальное описание процессов организации, а также самостоятельно определяет порядок разработки и применения административного и производственного регламентов системы менеджмента поставщика обслуживания и процессов бюджетирования.
Настоящий стандарт может быть использован внутренними аудиторами или внешними инспекционными (сертификационными) организациями при проверке соответствия системы менеджмента поставщика обслуживания требованиям Приложения 19 ИКАО и РУБ ИКАО, нормативных документов авиационной отрасли, требованиям настоящего стандарта, требованиям авиационных правил и внутренним стандартам поставщика обслуживания.
Так как на данный момент не установлены правила условий проверки СМБ поставщика обслуживания на соответствие требованиям настоящего стандарта, проверка фиксируется документом в рамках систем сертификации авиационной отрасли поставщиков обслуживания или отдельным документом с определенным сроком действия, с условием продления по результатам аудита в соответствии с ИСО 19011 и ИСО 17021.
При разработке настоящего стандарта учтены принципы менеджмента, заявленные в стандартах ИКАО (SARPs) и ИСО, а также нормативные документы профессиональной деятельности РФ (стандарты, авиационные правила и др.) для различных поставщиков обслуживания авиационной отрасли.
1. Область применения
1.1. Общие положения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>