Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 11 июня 2014 г. N 548-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ, ПРОЦЕССОВ
Conformity assessment. The requirements for training
programs of certification experts of products,
services, processes
ГОСТ Р 56040-2014
ОКС 03.120.20
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 548-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к программам специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов.
Положения данного стандарта могут применяться при формировании программ специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации продукции, услуг и процессов.
Настоящий стандарт рекомендуется использовать организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере оценки соответствия при формировании программ специального обучения (подготовки), а также дополнительного профессионального образования экспертов по сертификации продукции, услуг и процессов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ИСО 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ИСО/МЭК 17000-2012 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы
ГОСТ 31814-2012 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия
ГОСТ 31815-2012 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации
ГОСТ 31816-2012 Оценка соответствия. Применение знаков, указывающих о соответствии
ГОСТ 31894-2012 Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 53603-2009 Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
ГОСТ Р 54008-2010 Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия
ГОСТ Р 54293-2010 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия
ГОСТ Р 54298-2010 Системы экологического менеджмента. Порядок сертификации систем экологического менеджмента на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007
ГОСТ Р 54318-2011 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Общие требования
ГОСТ Р 54659-2011 Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)
ГОСТ Р 55568-2013 Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины, принятые в Федеральном законе "О техническом регулировании" [1], в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" [2], термины по ГОСТ ИСО 9000, ГОСТ ИСО/МЭК 17000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Образовательная деятельность: деятельность по реализации образовательных программ.
[Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 2]
3.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность: образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
[Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 2]
3.3. Образовательная организация: некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
[Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 2]
3.4. Организация, осуществляющая обучение: юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
[Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 2]
3.5. Программа специального обучения (подготовки): комплекс основных характеристик специального обучения (подготовки) (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
3.6. Эксперт по сертификации (эксперт-аудитор): физическое лицо, внесенное в соответствующий реестр, обладающее специальными знаниями в определенной области и привлекаемое органами по сертификации для проведения работ по подтверждению соответствия продукции, услуг, процессов установленным требованиям.
3.7. Орган по сертификации: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
[Федеральный закон "О техническом регулировании", статья 2]
4. Общие требования к программам специального обучения
(подготовки) экспертов по сертификации
Специальное обучение (подготовку) экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов необходимо проводить по программам специального обучения (подготовки), сформированным на основе требований настоящего стандарта.
Исходя из требований, предъявляемых к компетентности экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов, специальное обучение (подготовка) экспертов является дополнительным к базовому образованию и подготовке, переподготовке в сфере образования.
В настоящем стандарте установлены общие требования к программам специального обучения (подготовки) экспертов в следующих направлениях деятельности по сертификации:
- продукции;
- услуг;
- процессов.
4.1. Специальное обучение (подготовка) экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов проводится по двум направлениям:
а) общие сведения по действующему законодательству в сфере технического регулирования;
б) специальные сведения по конкретным областям деятельности экспертов, специализирующихся на определенных видах продукции, услуг, процессов.
4.2. Программы специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов должны содержать специализированные разделы по конкретным областям деятельности экспертов, специализирующихся на определенных видах продукции, услуг, процессов, а также разделы, посвященные:
- действующему законодательству Российской Федерации в сфере технического регулирования;
- общей направленности программы специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации;
- действующему законодательству Российской Федерации в сфере национальной и межгосударственной стандартизации;
- международной практике подтверждения соответствия;
- основным соглашениям Таможенного союза в сфере технического регулирования;
- требованиям к содержанию, изложению и нормам принятия национальных технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС);
- разработке и применению документов по стандартизации в сфере обучения;
- общим понятиям и определениям понятий в сфере оценки (подтверждения) соответствия;
- правилам и процедурам проведения оценки (подтверждения) соответствия;
- требованиям к компетентности и управлению компетентностью персонала.
4.3. Программы специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов должны основываться на действующих редакциях законодательных актов, национальных и межгосударственных стандартов, национальных технических регламентов и ТР ТС.
4.4. Длительность курса специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации продукции, услуг, процессов должна составлять не менее 72 ч (академических).
Форма специального обучения (подготовки), как правило, очная. Допускается сочетание очного и заочного обучения. При этом очное обучение должно быть не менее 40 ч (академических). Изучение общих сведений по действующему законодательству в сфере технического регулирования, соглашений стран - членов Таможенного союза осуществляется в очной форме (на очной части курса обучения).
4.5. Способы предоставления знаний включают в себя лекции, семинары, презентации, занятия на рабочих местах, деловые игры.
4.6. Допускается блочное построение программ специального обучения (подготовки) экспертов по сертификации, предусматривающей совместное изучение слушателями общих сведений по действующему законодательству в сфере технического регулирования для всех присутствующих и последующее изучение
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>