Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 11 апреля 2014 г. N 334-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Health informatics. Identification of subjects
of health care
(ISO/TS 22220:2011, IDT)
ГОСТ ISO/TS 22220-2013
Группа П85
МКС 35.240.80
ОКСТУ 4002
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы", ФБУ "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации, ООО "Корпоративные электронные системы" и сертификации - "Фирма "ИНТЕРСТАНДАРТ" и Федеральным государственным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава" (ЦНИИОИЗ Минздрава России) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 468 "Информатизация здоровья" при ЦНИИОИЗ Минздрава России - постоянным представителем ИСО ТК 215
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Молдова MD Молдова-Стандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 апреля 2014 г. N 334-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/TS 22220-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 22220:2011 Health informatics - Identification of subjects of health care (Информатизация здоровья. Идентификация субъектов медицинской помощи).
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в приложении ДА.
Степень соответствия - идентичная (IDT).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом Международной организации по стандартизации ISO/TC 215 "Health informatics" (Информатизация здоровья).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, хранятся в ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ"
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
0.1 Общие положения
Работа системы здравоохранения в значительной мере зависит от возможности однозначной и точной идентификации лица, которому оказывается медицинская помощь. Внедрение в этот процесс информационных технологий требует точной спецификации всех информационных элементов, используемых для обеспечения процедурной, а также компьютеризированной идентификации субъекта медицинской помощи, чтобы с лицом можно было связать всю предыдущую информацию о состоянии его здоровья. Информационные технологии также важны для обеспечения взаимодействия специалистов здравоохранения.
Развитие системы здравоохранения и появление сетей медицинских организаций повышают важность сбора, совместного использования и передачи данных, касающихся отдельных субъектов медицинской помощи, между различными работниками здравоохранения и между различными информационными системами.
Более эффективное информационное взаимодействие между специалистами здравоохранения является ключом к безопасному тесному взаимодействию, улучшению работы с субъектами медицинской помощи в отношении качества и преемственности лечения и профилактики и повышению эффективности системы здравоохранения.
Надежная идентификация лиц всегда была критичной частью процесса медицинской помощи. Способность компьютеризированных систем обеспечивать и совершенствовать процесс идентификации вручную является жизненно важной, равно как и способность упомянутых систем идентифицировать лиц при электронной передаче информации о пациенте. Высококачественная идентификация необходима для обеспечения уверенности в том, что специалисты здравоохранения имеют доступ к информации о пациенте, облегчающий более тесную координацию и преемственность лечения и улучшающий возможности профилактики и этапности лечения. Современная сеть предоставления услуг обеспечивает обслуживание большего числа субъектов медицинской помощи и действует, преодолевая национальные, функциональные, юридические и профессиональные границы. Однако в более интегрированной среде здравоохранения высококачественная идентификация может оказаться чрезвычайно сложной.
В различных условиях предоставления медицинской помощи процесс уверенной идентификации субъектов медицинской помощи влечет за собой необходимость сопоставления данных, предоставляемых вручную, электронным способом или на бумажных носителях этими субъектами медицинской помощи, с теми данными о субъектах, которые уже имеются у поставщика услуг. При необходимости обеспечить безопасную и точную передачу информации о лицах этот процесс выполняется как вручную, с постоянно растущей компьютерной поддержкой, так и автоматически. Высококачественной идентификации препятствуют переменное качество данных, неадекватная организация процессов идентификации вручную, различия в требованиях и механизмах сбора данных и различия в способах сопоставления данных.
В настоящем стандарте описаны элементы данных и соответствующие структура и содержание данных, используемых при идентификации вручную лиц в сфере здравоохранения. Кроме того, в нем представлены средства согласованной идентификации лиц разными системами, учитывающие естественные изменения в использовании и применении людьми имен, происходящие с течением времени.
В настоящем стандарте рассматриваются требования деловой деятельности к идентификации, а также данные, необходимые для повышения доверия поставщиков медицинской помощи к идентификации субъектов медицинской помощи. В нем проводятся определения данных, используемых для идентификации субъектов медицинской помощи, и связанных с этим процессов деловой деятельности, как автоматизированных, так и выполняемых вручную. Настоящий стандарт предназначен для использования в процессах идентификации субъектов медицинской помощи, осуществляемой как физическими лицами, так и автоматическими системами сопоставления данных.
0.2 Использование
В контексте предоставления услуг медицинской помощи процесс уверенной идентификации лиц влечет за собой сопоставление данных, предоставляемых этими лицами, с теми данными о лицах, которые имеются у поставщика услуг.
Способность уверенно идентифицировать лица и обнаружить необходимые подробности о них является критичной для предоставления быстрого, безопасного, высококачественного, всеобъемлющего и эффективного лечения. Польза от успешной идентификации включает:
- меньшие потери времени и неудобства, возникающие при поиске и (или) повторном сборе информации о лицах, что приводит к более эффективному лечению;
- более полная и точная информация, на основе которой принимаются жизненно важные клинические решения;
- меньшее число дублирующих записей об отдельных лицах, что ведет к уменьшению дублирования анализов и назначений;
- более безопасное лечение за счет наличия детальной клинической информации о правильно определенном лице;
- более полная и точная информация, на основе которой принимаются решения о возможности использования и раскрытия данных.
В предоставлении услуг здравоохранения происходит изменение парадигмы, вызванное изменениями в ожиданиях потребителей услуг, техническими достижениями, экономическим давлением, общественно-демографическими изменениями и изменениями в общественном представлении о том, что является здоровьем, а что - болезнью.
Эти изменения включают:
- переход от лечения, сосредоточенного на организациях здравоохранения, к лечению, сосредоточенному на объекте медицинской помощи, вместе с большими полномочиями субъектов лечения;
- большее внимание, уделяемое преемственности медицинской помощи, что обеспечивает ее качество и безопасность, улучшение и поддержание здоровья;
- более интегрированная система здравоохранения, в которой организационные и административные барьеры невидимы субъектам медицинской помощи.
Эти новые направления обслуживания потребуют больших потоков информации о субъектах лечения и услугах, преодолевающих функциональные, юридические, административные и профессиональные границы. В более интегрированной среде здравоохранения успешная идентификация является не менее критичной, но значительно более сложной. Мобильность населения и наличие множества точек доступа к системе здравоохранения приводят к тому, что данные о субъекте накапливаются во множестве фрагментированных, не связанных между собой хранилищ данных. Во всем мире осознается, что успешная идентификация субъекта медицинской помощи является критическим фактором успеха реформы здравоохранения.
Далее приведено несколько примеров препятствий, мешающих успешной идентификации лиц в системе здравоохранения.
1) Различия в качестве данных и изменение со временем ключевой идентифицирующей информации.
2) Способность пациента предоставлять информацию. В сфере здравоохранения важно, чтобы система идентификации могла справиться с тем фактом, что память человека и способность к общению меняются в зависимости от его умственного и физического состояния и от его желания искать и получать лечение. Информация часто предоставляется третьей стороной (семьей и друзьями), которые могут знать пациента по тому имени, которое он предпочитает, а не по его официальному имени.
3) Различающиеся требования и механизмы сбора данных и различные способы сопоставления данных. В настоящем стандарте представлена методология, направленная на повышение доверия между теми, кто предоставляет услуги здравоохранения, и субъектами медицинской помощи, а также на то, чтобы данные, связанные с каждым непосредственным лицом и служащие основанием для принятия клинических решений, были связаны правильно и удовлетворяли гибкости сферы здравоохранения.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>