RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ ISO/TS 22600-3-2013. Межгосударственный стандарт. Информатизация здоровья. Управление привилегиями и контроль доступа. Часть 3. Реализация"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 3 июня 2014 г. N 493-ст

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ

УПРАВЛЕНИЕ ПРИВИЛЕГИЯМИ И КОНТРОЛЬ ДОСТУПА

ЧАСТЬ 3

РЕАЛИЗАЦИЯ

Health informatics. Privilege management
and access control. Part 3. Implementations

(ISO 22600-3:2009, IDT)

ГОСТ ISO/TS 22600-3-2013

Группа П85

ОКСТУ 4002

МКС 35.240.80

Дата введения
1 июля 2015 года

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы", ФБУ "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации - "Фирма "ИНТЕРСТАНДАРТ" и Федеральным государственным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава" (ЦНИИОИЗ Росздрава) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 468 "Информатизация здоровья" при ЦНИИОИЗ Минздрава - постоянным представителем ИСО ТК 215
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П).
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Молдова MD Молдова-Стандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2014 г. N 493-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/TS 22600-3-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/TS 22600-3:2009 Health informatics - Privilege management and access control - Part 3: Implementations (Информатизация здоровья. Управление привилегиями и контроль доступа. Часть 3. Реализация).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом Межгосударственной электротехнической комиссии ISO/TC 215 "Health informatics" (Информатизация здоровья).
Перевод с английского языка (en).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеются в ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
Степень соответствия - идентичная (IDT)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

В лечебно-профилактических учреждениях нередко внедряются информационные системы разных поставщиков, каждая из которых требует от пользователя отдельной аутентификации и авторизации доступа, поскольку они реализуют эти функции по-разному. Интеграция этих функций требует значительных затрат на взаимные отображения сведений о пользователях и организациях. В такой ситуации ресурсы, необходимые для разработки и эксплуатации функций обеспечения безопасности, растут в геометрической прогрессии с увеличением числа информационных систем.
С другой стороны, если посмотреть на авторизацию с позиции учреждения здравоохранения, то будет очевидна потребность в гибкой модели ее реализации, поскольку в учреждениях постоянно происходят изменения. Одни подразделения закрываются, другие создаются, третьи объединяются.
Ситуация становится еще более сложной, когда для взаимодействия требуется пересечение периметров зон с разными политиками безопасности. Для преодоления различий между этими политиками необходимы взаимные соглашения о политиках между сторонами, обеспечивающими безопасность.
Другая сложность заключается в назначении пользователям функциональных и структурных ролей. В то время как пользователь может иметь две или более структурные роли одновременно, в конкретном запросе информации он может выступать в единственной функциональной роли. Политика определяет отношения между несколькими функциональными ролями, назначенными пользователю, включая отношения группировки, иерархии, комплексных структурных ролей, упорядоченности функциональных ролей и недопустимости определенных сочетаний ролей. Например, если врач общей практики является также и психиатром, то в политике может быть указано, что роль психиатра может сочетаться с другими структурными ролями со схожими привилегиями, что роль психиатра наследует привилегии, назначенные роли врача общей практики, что создается новая комплексная структурная роль или что эти две структурных роли не могут сочетаться. Примером ограничения последовательного выполнения функциональных ролей может служить конфликт обязанностей, который может быть запрещен действующим законодательством (например, лицо, получающее возмещение оплаты оказанной ему медицинской помощи, не имеет право подписывать платеж этого же возмещения). Кроме того, в организации здравоохранения могут быть определены различные должностные обязанности, учитывающие роли и деятельность пользователей. В разных странах или в разных условиях оказания медицинской помощи аналогичным категориям пользователей могут назначаться разные типы или уровни авторизации выполнения конкретных функций или доступа к информации.
Другой не менее важный и актуальный вопрос - как повысить качество обслуживания, используя информационные технологии (ИТ), не нарушая при этом права личности пациента. Чтобы врачи могли получать наиболее адекватную информацию о пациенте, необходимо иметь что-то вроде "виртуальной электронной медицинской карты", которая позволяет регистрировать всю медицинскую помощь, оказанную пациенту, независимо от того, где и кем она документировалась. При таком подходе необходима общая модель авторизации доступа или специальное соглашение об авторизации между сторонами, обеспечивающими безопасность.
Кроме необходимости учета многообразия ролей и обязанностей, типичного для любой крупной организации, решающее значение могут иметь и другие критичные аспекты медицинской помощи, например, этические или юридические, обусловленные особенностями используемой информации.
Необходимость в строго ограниченной авторизации актуальна и сейчас, но будет существенно возрастать в ближайшие пару лет в связи с ростом числа актов обмена информацией между прикладными программами, необходимых для удовлетворения потребностей врачей в получении все большего и большего объема информации о пациенте в целях обеспечения высокого качества и эффективности лечения.
За последнее десятилетие произошли заметные изменения в части сервисов информационной безопасности прикладных программ и передачи данных. Далее указаны некоторые факторы, способствующие этим изменениям:
- переход от централизованных систем на базе больших компьютеров к распределенным системам на базе местных вычислительных ресурсов;
- все больше данных хранится в информационных системах, и тем ценнее они для пользователей;
- пациенты становятся все более мобильными, и их медицинские данные требуются в разных местах пребывания.
Вследствие необходимости защиты персональных данных, требуемой для исключения нежелательных личных и социальных последствий, эти изменения влекут за собой повышение требований к средствам защиты передачи и обработки медицинских данных. Эта защита должна распространяться как на обмен информацией, так и на ее обработку. Что касается таких механизмов защиты передачи данных как аутентификация, целостность, конфиденциальность, доступность, отчетность (включая ведение аудита и неоспоримость), а также службы удостоверения, то первый упомянутый механизм, а именно, аутентификация, критичен для большей части остальных механизмов. Это справедливо и по отношению к безопасности обработки данных, где необходимы управление доступом, целостность, конфиденциальность, доступность, мониторинг действий, аудит и службы удостоверения.
Применение данного стандарта будет вызывать особую сложность в связи с тем, что участвующие стороны уже располагают действующими системами и не проявят особого желания немедленно обновить их или полностью заменить. Поэтому очень важно, чтобы стороны подписали соглашение о политике, в котором они подтверждают намерение к движению в сторону применения настоящего стандарта по мере возникновения потребности в модификации этих систем.
Соглашение о политике должно также содержать описание выявленных различий в системах обеспечения информационной безопасности и согласованных мер по их преодолению. Например, при аутентификации права и обязанности одной стороны, запрашивающей доступ к информации другой стороны, должны обеспечиваться в соответствии с согласованной политикой, записанной в соглашении между сторонами. Для решения этой задачи необходимо обеспечить соответствующую группировку и классификацию как пользователей и поставщиков информации и информационных услуг, так и самой информации и предоставляемых услуг. Такая классификация может служить основой для применения механизмов обработки требований доступа, категорирования информации и информационных услуг, а также механизмов описания политик контроля доступа и управления ими. Если все взаимодействующие стороны не видят каких-либо угроз, взаимодействие существующих систем и обмен информацией можно начинать сразу же после подписания соглашения о политике контроля доступа. Если угрозы настолько существенны, что их надо исключить до начала обмена информацией, то эти угрозы надо описать в соглашении о политике контроля доступа и добавить к нему перечень мероприятий по устранению угроз. Соглашение должно содержать график выполнения этих мероприятий и определить способ их финансирования.
Процесс документирования очень важен и служит основой для выработки соглашения о политике контроля доступа. Настоящий стандарт состоит из трех частей:
- Часть 1: Обзор и управление общей политикой, содержащая описание сценариев и критичных характеристик трансграничного обмена информацией. В ней также приводятся примеры необходимых методов документирования, которые должны послужить основой соглашения о политике контроля доступа.
- Часть 2: Формальные модели, содержащая более детальные описания архитектуры и моделей привилегий и управления привилегиями, реализуемых для обеспечения защиты совместного доступа к информации. Эти описания, дополнены примерами шаблонов соглашений о политике контроля доступа.
- Часть 3: Применение, содержащая более детальные описания реализуемых спецификаций механизмов безопасности обработки данных и инфраструктурных служб, использующие разные языки спецификации.
Настоящий стандарт представляет принципы и описывает сервисы, необходимые для управления привилегиями и контроля доступа. Криптографические протоколы не входят в область его применения.
Данная часть стандарта ISO/TS 22600 тесно связана с другими международными стандартами в этой предметной области, например, ISO/TS 17090, ISO/TS 21091
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!