Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 июня 2015 г. N 765-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА
ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ УСЛУГ
АЭРОПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Air transport. Safety management system of helicopter
activity. Risk management. The standard guide
on safety management system for services
of airport activity. Main provisions
ГОСТ Р 56490-2015
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 765-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов включает в себя:
- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;
- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;
- согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;
- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;
- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;
- орнитологическое обеспечение;
- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;
- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;
- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;
- обеспечение спецмашинами аварийно-спасательных работ, работ по медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;
- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;
- обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;
- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;
- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;
- обеспечение спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;
- обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;
- встречу и сопровождение воздушных судов.
Оператор аэропортового комплекса разрабатывает и ведет документацию по системе управления безопасностью, основой которой является Руководство по системе управления безопасностью.
Для целей настоящего стандарта под аэропортовым комплексом понимают аэродром - участок земли или акваторию с расположенными на нем (ней) зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Также термин "аэродром" применяется и в отношении вертодрома или посадочной площадки, пригодных для безопасной посадки воздушного судна соответствующего типа.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на типовые руководства системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности, предназначен для эксплуатантов вертолетной техники, внедряющих систему управления безопасностью (СУБ) деятельности поставщика обслуживания - авиакомпании (далее - авиакомпания) в соответствии с требованиями ИКАО [1], и устанавливает к ней необходимые требования.
Руководство системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности (далее - Руководство) авиакомпании подлежит обязательной регламентации в соответствии с видами вертолетной деятельности, которые эта авиакомпания ведет.
Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для вертолетных авиакомпаний, разрабатывающих Руководство, определяет его структуру и элементы. Оно может представлять собой отдельное руководство или раздел (главу) Руководства по системе управления безопасностью вертолетной деятельности (СУБ ВД) авиакомпании, может быть включено в иные руководства организации (руководства по производству полетов, руководства по техническому обслуживанию, руководства по аэропортовому обеспечению и т.д.) или иные документы организации, что определяется масштабом и сложностью процессов деятельности авиакомпании. Структура Руководства должна соответствовать требованиям контролирующего деятельность авиакомпании государственного органа.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р 14.08-2005 Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64)
ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 14.08, ГОСТ Р 51898, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 поставщики обслуживания или поставщики продукции и обслуживания: Утвержденные организации (3.8) по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности авиационной деятельности в процессе предоставления ими соответствующих услуг, эксплуатанты воздушных судов, утвержденные организации по техническому обслуживанию, организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов, поставщики организации воздушного движения и сертифицированные аэродромы.
3.2 система: Совокупность различных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в которых реализуются процессы деятельности, направленные на достижение заданных целей.
3.3 регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности авиационной деятельности.
3.4 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
3.5 показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.
3.6 риск: Мера количества опасности, измеряемая в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от них.
3.7 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.
3.8 организация: Холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания.
4 Общие положения
Особенности разработки руководств по СУБ ВД холдинга ОАО "Вертолеты России" и организаций, входящих в холдинг, обусловлены сложностью организационных структур организаций, в состав которых входят почти все представители поставщиков обслуживания, в том числе разработчики и изготовители вертолетной техники, вертодромы (вертолетные площадки), подразделения управления полетами.
Создавать отдельную СУБ ВД для каждого поставщика обслуживания в одной организации нецелесообразно и неэффективно с точки зрения затрат ресурсов и сложности управления, поэтому СУБ ВД вертодрома должна быть частью (подсистемой) общей СУБ ВД организации.
Далее в настоящем стандарте рассмотрена подсистема СУБ вертодрома (вертолетной площадки).
5 Документация системы управления безопасностью
5.1 Иерархия документации системы управления безопасностью оператора аэропортового комплекса
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>