Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 июня 2015 г. N 766-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ВЕРТОЛЕТОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Air transport. Safety management system of helicopter
activity. General principles of safety management system
of helicopter activity during helicopter lifecycle.
Main provisions
ГОСТ Р 56491-2015
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 766-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Система управления безопасностью вертолетной деятельности (СУБ ВД) затрагивает виды деятельности организаций поставщиков обслуживания, которые реализуют этапы жизненного цикла вертолетов и относятся к безопасности деятельности по разработке и изготовлению авиационной техники, включая испытания, а также эксплуатацию, включая послепродажное обслуживание и утилизацию вертолетов.
СУБ ВД косвенно включает сопутствующие и обеспечивающие виды деятельности, например процессы обеспечения ресурсами или правовые вопросы.
Важно привлечь в систему управления безопасностью все внутренние и внешние заинтересованные стороны вертолетной деятельности, которые потенциально смогут влиять на безопасность деятельности поставщика обслуживания в течение всего жизненного цикла вертолетов.
Кроме того, необходимо принять во внимание необходимость вовлечения заинтересованных сторон в процессы СУБ ВД на ранней стадии внедрения системы.
Настоящий стандарт описывает общие принципы построения СУБ ВД поставщиков обслуживания, принимающих участие в этапах жизненного цикла вертолетов. Жизненный цикл предусматривает включение в общий последовательный цикл поставщиков обслуживания: разработчиков и изготовителей вертолетов, эксплуатантов вертолетной техники, организаций по техническому обслуживанию и ремонту, учебные заведения, которые готовят специалистов для перечисленных поставщиков обслуживания.
Стандарт рекомендуется для использования поставщиками обслуживания таким образом, чтобы обеспечить исполнение на каждом последующем этапе корректирующих действий по управлению безопасностью по мере выполнения этапов единого последовательного жизненного цикла вертолетов.
1. Область применения
Настоящий стандарт рекомендуется для применения руководством организаций поставщиков обслуживания - разработчиков и изготовителей вертолетов, эксплуатантов и организаций по техническому обслуживанию и ремонту, учебных заведений перечисленных поставщиков обслуживания российской вертолетной техники, а также их субподрядчиками и государственными органами авиационных властей.
2. Этапы жизненного цикла
2.1 Жизненный цикл вертолетной техники - это совокупность взаимосвязанных во времени процессов последовательного изменения состояния воздушного судна (ВС) начиная с исследования и обоснования создания ВС до снятия его с эксплуатации и утилизации.
2.2 Протяженность жизненного цикла включает в себя период, от возникновения потребности в создании вертолета, до ее ликвидации, вследствие исчерпания его потребительских свойств. При реализации этапов жизненного цикла по разработке, испытании, изготовлении, эксплуатации и поддержании летной годности вертолета требуется создание систем, поддерживающих на заданном уровне безопасность деятельности поставщиков обслуживания.
Жизненный цикл вертолетов предполагает разделение на четыре этапа:
- разработка;
- изготовление;
- эксплуатация;
- утилизация.
2.3 Разработка вертолета начинается с исследования и обоснования необходимости его создания. Разработчик в соответствии с установленными требованиями разрабатывает, проводит испытания и утверждает конструкторско-технологическую и эксплуатационную документацию (в том числе систему управления безопасности жизненного цикла вертолета). На основе этого, разработчик предоставляет в государственный орган эксплуатационную документацию для сертификации разработанного продукта.
2.4 Изготовление вертолета может быть осуществлено производителем воздушных судов в порядке, установленном государством. Производитель серийно изготавливает вертолет в соответствии с документацией разработчика, который при этом осуществляет авторский надзор. Процесс производства контролируют независимой приемкой. После создания систем послепродажного обслуживания, обеспечения запасными частями и создания системы модернизации, производитель осуществляет поставку вертолета на рынок. Технические параметры СУБ ВД данного этапа задает разработчик.
2.5 Эксплуатация вертолета осуществляется эксплуатантом вертолета, который выполняет полеты в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика и правилами, установленными уполномоченными государственными органами.
В процессе эксплуатации эксплуатант обеспечивает поддержание летной годности в соответствии с эксплуатационной документацией и правилами, информирует государственные органы и разработчика о возникающих проблемах при эксплуатации. Техническое обслуживание и инспекции осуществляет персонал, одобренный и проверенный государственными органами на соответствие требованиям. Эксплуатант и организация по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) разрабатывают и внедряют СУБ ВД на основе технических параметров СУБ ВД, разработанных и представленных разработчиком.
Государственные органы устанавливают требования к поставщикам обслуживания в соответствии с международными стандартами и правилами, прописанными в государственной системе управления безопасностью.
2.6 Утилизация вертолета осуществляется в установленном порядке, как правило, организациями по ТОиР. При этом обращается особое внимание на исключение нанесения вреда окружающей среде и на исключение возврата в оборот компонентов вертолетов с оконченным ресурсом (сроком службы).
3. Общие принципы построения системы управления
безопасностью вертолетной деятельности
на всех этапах жизненного цикла вертолетов
3.1 Соответствие требованиям международных и государственных нормативных документов
Требование о соответствии СУБ ВД поставщика обслуживания международным и государственным нормативным документам, является главной нормой, гарантирующей ее соответствие единым международным и государственным стандартам систем управления безопасностью авиационной деятельности.
3.2 Научная обоснованность и техническая реализуемость
Научная обоснованность положений и стандартов применяемых технологий, методик и правил, является необходимым условием допуска их для использования в рамках СУБ ВД. Поставщик обслуживания при внедрении и функционировании СУБ ВД сталкивается с необходимостью научных разработок и научным обоснованием большого числа видов деятельности, обусловленных применяемыми материалами, технологиями, сочетаниями оборудования, различными климатическими и географическими условиями при использовании вертолетов. Поэтому, для создания успешной СУБ ВД, максимально защищающей поставщика обслуживания от возможных рисков, необходимы научно обоснованные и экспериментально проверенные работы по разработке и проверке достаточности надежности системы "человек-вертолет-среда" в ожидаемых условиях эксплуатации.
Одновременно необходимо учитывать техническую реализуемость предлагаемых элементов СУБ ВД и возможность их надежного функционирования в процессе жизненного цикла вертолета в ожидаемых условиях эксплуатации.
3.3 Системность
СУБ ВД поставщика обслуживания позволяет системно управлять безопасностью авиационной деятельности организации поставщика обслуживания, включающей постановку целей, распределение обязанностей и ответственности, управление рисками авиационной деятельности и пропаганду целесообразности и полезности ее применения.
СУБ ВД поставщика обслуживания должна быть разработана и внедрена таким образом, чтобы она являлась органичной частью международной и государственной систем управления безопасностью.
СУБ ВД должна содержать в себе требования и определение ответственности поставщика обслуживания за безопасность авиационной деятельности, включая деятельность субподрядчиков, продукцию и услуги которых он использует в процессе своей деятельности.
Таким образом, будучи структурно и содержательно построенной в соответствии с общими международными и государственными нормами, СУБ ВД является частью единой системы управления безопасностью, распространяя ее действие на субподрядчиков, продукцию и услуги которых поставщик обслуживания использует в ходе своей деятельности.
3.4 Последовательность
Понятие жизненного цикла предполагает технологическую последовательность его этапов. Поэтому каждый последующий этап жизненного цикла вертолета должен быть разработан с учетом установленных барьеров безопасности, предыдущего этапа жизненного цикла. При этом, разработчик должен построить СУБ ВД жизненного цикла таким образом, чтобы последовательно минимизировать риски каждого этапа жизненного цикла.
3.5 Комплексность
Комплексность СУБ ВД поставщиков обслуживания, занимающихся видами авиационной деятельности, входящими в жизненный цикл вертолетов, должна соответствовать технологической последовательности этапов жизненного цикла, начиная от разработки вертолета до его утилизации. Комплексность СУБ ВД этапов жизненного цикла призвана обеспечить полноту учета возможных технологических и технических сбоев, присущих рассматриваемому этапу.
Технологическую и техническую схемы СУБ ВД жизненного цикла каждого конкретного производимого вертолета должен построить разработчик вертолета. Он должен разработать комплексный перечень основных опасностей данного типа вертолета в целом и на каждом этапе жизненного цикла и предложить его организациям разработчикам, изготовителям, эксплуатантам, организациям по ТОиР. Разработчик должен разработать и ясно, с объяснением причин и последствий, описать в технической документации вертолета систему корректирующих мер, гарантирующих безопасность и схему распределения ответственности между всем участниками процесса СУБ ВД за своевременное и полное выполнение ими корректирующих мер.
3.6 Непрерывность
Принцип непрерывности СУБ ВД обеспечивает:
а) постоянство выполнения процессов мониторинга;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>