Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 июня 2015 г. N 755-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Air transport. Safety management system of helicopter
activity. Risk management. Terms and definitions
ГОСТ Р 56480-2015
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 755-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области системы менеджмента безопасности вертолетной деятельности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области системы управления безопасностью вертолетной деятельности, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
2.1 анализ: Процесс идентификации факта или проблемы, которые будут исследованы, моделирование проблемы, расследование типичных результатов, интерпретация результатов и подготовка рекомендаций.
Примечание - При анализе обычно используются математические методы оценки.
2.2 анализ опасности: Применение методов идентификации опасностей и оценки связанных с ними рисков.
Примечание - Для этого оцениваются функции, действия, задачи, шаги и критерии применения концепции статистической вероятности.
2.3 аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
2.4 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
2.5 безопасность полетов; БП: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушного судна или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
2.6 вероятность риска: Возможность наступления неблагоприятных последствий в результате действия фактора опасности.
2.7 воздействие на риск: Принятие мер, направленных на снижение вероятности реализации рисков и/или минимизацию возможных негативных последствий в случае реализации рисков.
Примечание - Принятие методов реагирования зависит от критериев риска с учетом стоимости мероприятий и законодательных требований.
2.8 величина показателя безопасности: Количественное выражение показателя безопасности, характеризующего результат целенаправленного воздействия на систему.
2.9 добровольное сообщение: Переданная специалистом несанкционированная информация об опасных факторах (факторах риска), с которыми он столкнулся в процессе производственной деятельности, а также об официально незарегистрированных ошибках, особых ситуациях и инцидентах.
2.10 допустимый риск: Риск, значимость которого в данной ситуации считают приемлемой при существующих общественных ценностях.
2.11 допустимый уровень риска: Уровень риска, при котором лица, принимающие решения, принимают данный риск в целях получения определенных бизнес-выгод при условии, что некоторый уровень безопасности достигнут и предприняты все меры по снижению риска.
2.12 заданный уровень безопасности: Требуемый уровень обеспечения безопасности в рамках какой-либо системы.
Примечание - Заданный уровень безопасности включает один или несколько показателей, а также желаемый результат, выраженный с помощью этих показателей.
2.13 значимость риска: Соответствие риска определенному интервалу значений уровня риска.
2.14 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
2.15 индекс риска: Коэффициент соответствия авиационного события определенной категории и классу.
2.16 инструменты управления риском: Подсистемы и способы идентификации факторов рисков и оценки значимости рисков, а также методы упреждающего управления состоянием системы для смягчения последствий от проявления факторов риска.
Примечание - Примером инструментов управления риском могут служить матрицы оценки рисков, цепи Дж. Ризона, диаграмма Исикавы.
2.17 источник опасности: Любой компонент (элемент) авиационной системы, содержащий опасные факторы, которые скрывают в себе потенциал негативного воздействия.
2.18 категория события: Характеристика события, определяемая частотой возникновения особой ситуации в полете.
2.19 класс события: Вид авиационного события, относящийся к одной из градаций особой ситуации в полете (усложнение условий, сложная, аварийная, катастрофическая ситуации).
2.20 количественная оценка риска: Процесс определения уровня и значимости риска.
2.21 контроль факторов риска: Выявление, анализ и устранение (и/или уменьшение до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов, которые способны привести к реализации риска.
2.22 корпоративная культура: Идейное и нравственное состояние организации с определенной системой норм и ценностей, принятых в ней.
Примечания
1 Нормы - социальные ожидания относительно способов поведения личности.
2 Ценности - социальные критерии оценки значимости видов мотивации социального поведения личности.
2.23 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
2.24 критерий: Показатель и правило, по которым оценивают некоторую измеряемую величину, характеризующую качество системы и ее состояние.
2.25 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска и категории серьезности последствий.
2.26 культура безопасности: Продукт корпоративной культуры, состоящий из совместно разделяемых убеждений, поведения, практики и отношений.
Примечание - Организации с положительной культурой безопасности характеризуются связями, основанными на взаимном доверии, разделенным восприятием важности безопасности и уверенностью в эффективности профилактических мер.
2.27 матрица риска: Матричное представление данных о рисках, в котором риски описаны путем ранжирования их по частотам случайных появлений опасных рисковых событий, необходимые показатели, записанные в виде строк или столбцов с ранжированием возможного ущерба от этих событий, записанного в виде столбцов или строк.
2.28 методы управления рисками: Систематизированная совокупность способов, шагов, действий, которые необходимо предпринять по изменению состояния системы для обеспечения необходимого уровня безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.
2.29 менеджмент риска: Скоординированные бизнес-действия по руководству и управлению организацией на основе методологии управления риском и управления безопасностью.
Примечание - Обычно менеджмент риска включает в себя оценку риска, обработку риска, принятие риска и коммуникацию риска.
2.30 надзор: Функция, обеспечивающая эффективное внедрение стандартов безопасности полетов, требований, правил и соответствующих процедур.
Примечание - Надзор за БП также обеспечивает, чтобы приемлемые риски не превышали установленных приемлемых значений в системе воздушного транспорта. Надзор БП в контексте системы управления БП будет осуществляться через надзор за эффективностью функционирования системы управления БП.
2.31 нарушение: Результат несовершенного функционирования авиационной системы, проявившийся сознательным выполнением специалистом нестандартного или неправильного действия.
Примечание - Следует различать спровоцированное нарушение (вынудили обстоятельства) и неспровоцированное (обстоятельства не вынуждали).
2.32 неправильное действие: Результат несовершенного функционирования авиационной системы, проявившийся таким действием специалиста, которое не изложено в нормативных документах и приводит к негативным последствиям и/или недостижению поставленной цели.
2.33 неприемлемый уровень риска: Уровень риска, при котором осуществление планируемых операций в текущих условиях должно быть прекращено до тех пор, пока риск не будет снижен по крайней мере до допустимого уровня риска.
2.34 недопустимый риск: Риск, который в данной ситуации считают неприемлемым при существующих общественных ценностях.
2.35 нестандартное действие: Результат несовершенного функционирования авиационной системы, проявившийся таким действием специалиста, которое не отвечает по своим характеристикам нормативным требованиям.
2.36 неприемлемый риск: Означает, что осуществление операций в текущих условиях должно быть прекращено до тех пор, пока риск не будет снижен по крайней мере до приемлемого уровня.
2.37 обеспечение безопасности полетов: Системная деятельность, направленная на предотвращение негативных авиационных событий на основе строгого соблюдения требований нормативных документов и реализации профилактических рекомендаций, разработанных по результатам расследования авиационных инцидентов, аварий и катастроф.
2.38 опасность: Любое существующее или потенциальное состояние, которое может привести к ранению, болезни или смерти людей; повреждению или потере авиационной техники, оборудования или собственности, а также к ущербу окружающей среде.
Примечание - Опасность - это условие, которое является предпосылкой к авиационному происшествию или инциденту. Это состояние системы, в котором возможно возникновение события, несущего вред (ущерб), и такого, что уровень риска (как количества опасности) нанесения вреда или последствий превышает значения приемлемого риска, при этом возможно возникновение ситуации, при которой может возникнуть серьезный ущерб.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>