Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 24 июля 2015 г. N 970-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АППАРАТЫ КОСМИЧЕСКИЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ
Unmanned spacecrafts. General requirements
for transportation
(ISO 16458:2004, NEQ)
ГОСТ Р 56525-2015
ОКС 49.140
Дата введения
1 января 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-производственная корпорация "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы" имени А.Г. Иосифьяна" (ОАО "Корпорация "ВНИИЭМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 321 "Ракетно-космическая техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июля 2015 г. N 970-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 16458:2004 "Космические системы. Транспортирование автоматических космических аппаратов. Общие требования" (ISO 16458:2004 "Space systems - Unmanned spacecraft transportation - General requirements", NEQ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автоматические космические аппараты и их оборудование, включая полезную нагрузку. Стандарт устанавливает требования к процессу транспортирования, специальным контейнерам и погрузочно-разгрузочным работам, обеспечивающие сохранность автоматических космических аппаратов и их оборудования в процессе транспортирования автоматических космических аппаратов (далее - КА) с завода-изготовителя на технический комплекс, заправочную станцию или стартовый комплекс железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным транспортом, а также в составе космической головной части ракеты-носителя.
Настоящий стандарт применяется при создании, производстве и эксплуатации изделий космической техники по международным договорам и в ходе реализации международных проектов и программ при условии согласия всех заинтересованных сторон, а также в тех случаях, когда его применение предписано требованиями технического задания на выполнение работ.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 19005-81 Средства обеспечения защиты изделий ракетной и ракетно-космической техники от статического электричества. Общие требования к металлизации и заземлению
ГОСТ Р 53802-2010 Системы и комплексы космические. Термины и определения
ГОСТ Р 54317-2011 Комплексы стартовые и технические ракетно-космических комплексов. Требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53802.
4. Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
КА - космический аппарат;
КГЧ - космическая головная часть;
КД - конструкторская документация;
РН - ракета-носитель;
СА - спускаемый аппарат;
СК - стартовый комплекс;
ТЗ - техническое задание;
ТК - технический комплекс.
5. Общие положения
5.1 Транспортировочные контейнеры
Транспортирование КА на ТК или в сооружение для хранения необходимо производить в специальных контейнерах или в железнодорожных агрегатах, конструкция которых должна обеспечивать сохранность КА и необходимые условия транспортирования, заданные в КД на КА. Транспортировочные контейнеры должны обеспечивать сохранность КА при действии различных внешних воздействующих факторов, таких как температура, влажность, запыленность и механические нагрузки. Уровни этих воздействий вне и внутри контейнеров должны быть установлены в КД на контейнеры и в КД на КА.
Транспортирование должно производиться в сопровождении представителей завода-изготовителя и (или) заказчика (при необходимости).
5.2 Механические нагрузки при транспортировании
При транспортировании и проведении погрузочно-разгрузочных работ на КА действуют механические нагрузки. Эти нагрузки зависят от величин механических внешних воздействующих факторов - статических, вибрационных, ударных, действующих на транспортное средство, а также технических характеристик используемых транспортировочных контейнеров, средств транспортирования, погрузочно-разгрузочных средств.
Расположение и ориентация КА (вертикальное, горизонтальное и т.п.), закрепление КА в контейнере и контейнера на транспортных средствах должны быть спроектированы таким образом, чтобы не увеличивать механические нагрузки, передаваемые от транспортных средств через контейнеры на КА, а система амортизации (если она предусмотрена) должна уменьшить их согласно требованиям, предусмотренным в КД на КА.
Предельные значения нагрузок, действующих на КА, продолжительность их воздействия, жесткостные характеристики системы (КА-опора-контейнер) должны быть заданы в нормах прочности и в КД на КА.
5.3 Виды транспорта
Виды транспортных средств, а также требования к транспортированию должны быть заданы в ТЗ и КД на КА.
5.4 Составные части, технологическая оснастка и запасные части
КА допускается транспортировать как полностью собранным и снаряженным, так и по частям.
Составные части и подсистемы КА следует транспортировать в условиях, соответствующих требованиям к их транспортированию, указанным в КД на КА. Требования к транспортированию составных частей КА могут отличаться от требований к транспортированию КА.
Технологическую оснастку, инструменты и запасные части следует транспортировать в соответствии с требованиями, указанными в документации изготовителя.
5.5 Требования безопасности
КА должен быть полностью обесточен в течение транспортирования (кроме транспортирования в составе РН). Емкости с агрессивной жидкостью или электрические системы во включенном состоянии не должны создавать угрозу КА при транспортировании.
Транспортирование с завода-изготовителя следует осуществлять в соответствии с действующими требованиями по безопасности на транспорте. Транспортирование на СК должно соответствовать требованиям по безопасности согласно ГОСТ Р 54317.
5.6 Влажность и запыленность
КА в целом или его составные части, чувствительные к влажности и/или запыленности, которые оказывают негативное воздействие на функционирование или характеристики КА, должны транспортировать в пылевлагозащищенном контейнере в соответствии с требованиями, определенными в КД на КА.
5.7 Электрическое заземление
КА и контейнер с КА должны быть заземлены в соответствии с ГОСТ 19005.
5.8 Пиротехническая безопасность
При транспортировании КА с завода-изготовителя пиротехнические устройства должны находиться в безопасном неактивном состоянии.
6. Требования к транспортировочным контейнерам
космических аппаратов и контролю условий транспортирования
6.1 Контейнер
Контейнер должен предохранять КА от механических повреждений в процессе транспортирования, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении, а также обеспечивать защиту от воздействий окружающей среды.
6.2 Подъемные устройства и узлы крепления
Для подъема контейнеров и их безопасного закрепления на средствах транспортирования должны быть предусмотрены приспособления для подъема (скобы, серьги и т.п.) и узлы крепления. Расположение приспособлений для подъема должно обеспечивать устойчивый подъем и сохранность контейнеров при всех операциях подъема и опускания.
Промежуточные элементы для безопасного закрепления контейнера с помощью приспособлений для подъема (скобы, серьги) на средствах транспортирования должны соответствовать требованиям КД на контейнеры.
Требования к контрольному нагружению точек подъема, рам и канатов до использования должны быть установлены в КД на контейнеры.
6.3 Размеры контейнера
Рекомендуется, чтобы внешние размеры контейнера не превышали очертания габарита погрузки в соответствии с [1] и техническими условиями транспортирования грузов. Размеры контейнера должны обеспечивать безопасные зазоры между КА и внутренними габаритами контейнера.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>