Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 28 октября 2015 г. N 2175-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
ЧАСТЬ 16
СТОЙКОСТЬ К ВОЗГОРАНИЮ УСТРОЙСТВ ПОДДЕРЖАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
Wheelchairs. Part 16. Resistance to ignition
of postural support devices
(ISO 7176-16:2012, IDT)
ГОСТ Р ИСО 7176-16-2015
Группа Р23
ОКС 13.220.40
11.180.10
ОКП 94 5150
Дата введения
1 января 2017 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РООИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2175-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-16:2012 "Кресла-коляски. Часть 16. Стойкость к возгоранию устройств поддержания положения тела" (ISO 7176-16:2012 "Wheelchairs - Part 16: Resistance to ignition of postural support devices", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-16-2006
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Предисловие к ИСО 7176-16:2012
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются членам ИСО на голосование. Для публикации их в качестве международных стандартов требуется одобрение не менее 75% организаций - членов ИСО, принявших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех патентных прав.
Международный стандарт ИСО 7176-16 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173173 "Технические средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитет ПК 1 "Кресла-коляски".
Настоящее второе издание аннулирует и заменяет первое издание (ИСО 7176-16:1997), все разделы которого были технически пересмотрены.
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием "Кресла-коляски":
- часть 1. Определение статической устойчивости;
- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;
- часть 3. Определение эффективности действия тормозов;
- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;
- часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;
- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;
- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;
- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;
- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;
- часть 11. Испытательные манекены;
- часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;
- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;
- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;
- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;
- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сиденья в автомобилях;
- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;
- часть 22. Правила установки;
- часть 23. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых сопровождающим лицом;
- часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых пользователем;
- часть 25. Батареи и зарядные устройства для кресел-колясок с электроприводом;
- часть 26. Словарь;
- часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.
Введение
Возгорание и последующее горение кресел-колясок очень редки, но могут произойти в результате:
- нахождения близко к горящему объекту, такому, как пламя рядом с креслом-коляской;
- перегрева какого-либо электрического или электронного устройства на кресле-коляске;
- источника возгорания (такого как сигарета или спичка), упавшего в кресло-коляску.
Пользователи кресел-колясок подвергаются особому риску ранения или смерти от этого воспламенения и образуемого задымления, потому что они не способны самостоятельно покинуть кресло-коляску.
Кресла-коляски в большинстве своем включают в себя следующие компоненты:
a) конструктивные элементы, такие как рама, колеса и т.д., которые существенны для механической целостности кресла-коляски;
b) устройства поддержания тела, такие как мягкие сиденья, мягкие спинки сиденья, подлокотники, опоры стопы и т.п., которые крепятся к креслу-коляске и/или к его системе сиденья, и, главным образом, предназначены для поддержания тела пользователя кресла-коляски;
c) компоненты, способствующие целостности ткани, такие как подушки сиденья или опоры спины, которые предназначены осуществлять прежде всего клиническую функцию уменьшения риска повреждения кожи (они могут быть также предназначены для контроля осанки);
d) компоненты, относящиеся к приводу, такие как моторы, источники энергии, контроллеры и т.д., которые требуются для работы кресел-колясок с электроприводом.
Каждый из вышеупомянутых компонентов имеет различную степень риска, связанную с их вероятным возгоранием и последующим причинением вреда пользователю кресла-коляски. Стандарты ИСО были опубликованы или находятся в подготовке, для того чтобы определить требования и методы испытания для вышеупомянутых категорий компонентов, чтобы помочь изготовителям и покупателям кресел-колясок проектировать и приобретать кресла-коляски и их компоненты, которые подвержены риску возгорания, с учетом требований пользователей кресел-колясок. Цель этих стандартов ИСО состоит в том, чтобы обеспечить соответствующие альтернативы использованию стандартов, распространяющихся на мебель, чтобы учесть особенности использования и назначения кресел-колясок и их вспомогательных устройств.
Разработка стандарта ИСО на стойкость к возгоранию конструктивных элементов [см. перечисление a)] еще не началась. Наиболее вероятными источниками возгорания являются близость к источникам тепла, таким как электрический радиатор или домашний источник огня или тепла, такой как зажженная спичка или сигарета, упавшая на корпус.
Компоненты, способствующие целостности ткани [см. перечисление c)] являются предметом предварительного варианта ИСО (ИСО 16840-10) и допускают менее строгое сопротивление возгоранию, основанное на их приоритете для их клинической функции, которая может преобладать над потребностью в высокой стойкости к возгоранию.
Компоненты, относящиеся к приводу [см. перечисление d)], являются предметом ИСО 7176-14, который определяет требования к предупреждению перегрева в электрических компонентах, которое может привести к воспламенению.
Настоящий стандарт, главным образом, связан с обеспечением стойкости к возгоранию устройств поддержания тела [см. перечисление b)] пользователя креслом-коляской. Они обычно включают подлокотники, мягкие сиденья, мягкие спинки, опоры нижней части ноги, опоры стопы, боковые опоры, подголовники и т.д. Наиболее вероятным источником возгорания является открытый источник воспламенения, упавший на поверхность компонента или в зазоры между поверхностями. Поэтому настоящий стандарт описывает стойкость к источнику возгорания, эквивалентному зажженной спичке, находящейся в контакте с испытуемым образцом сборочной единицы кресла-коляски, включающим составные части, обитые материей, как в вертикальной, так и в горизонтальной ориентации. Настоящий стандарт заменяет ИСО 7176-16:1997, так как последний стандарт относился только к обитым материей частям кресла-коляски и основывался первоначально на требованиях и методах испытания мебели, и поэтому не подходил для клинически ориентированных компонентов кресла-коляски.
В настоящем стандарте установлен минимальный базовый уровень требований, менее строгих, чем обязательные требования некоторых стран. Положительной практикой также является использование материалов, которые минимизируют риск выделения токсичных веществ в результате возгорания. Выбранные материалы должны также соответствовать требованиям биосовместимости.
Повседневное использование кресла-коляски может влиять на стойкость материалов к возгоранию из-за циклической нагрузки, подвижности материалов, мытья, чистки кресла-коляски и т.п. Изготовители часто принимают во внимание эти влияния как неотъемлемую часть оценки своего риска при выборе материалов для своих изделий, чтобы минимизировать влияние при их нормальном использовании. Однако, хотя настоящий стандарт может быть применен для использованных деталей и т.д., для испытуемых образцов следует выбирать новые или неиспользованные детали.
Различные факторы окружающей среды, с которыми обычно сталкиваются некоторые пользователи кресла-коляски, могут также оказывать влияние на
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>