Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 23 октября 2015 г. N 1626-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ПОДСИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ГОРОДСКОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Intellectual transportation system. Traffic parameters
monitoring using telematics data of urban passengers
transport vehicles
ГОСТ Р 56670-2015
ОКС 35.240.60
Дата введения
1 мая 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2015 г. N 1626-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к организации и выполнению мероприятий по мониторингу параметров транспортных потоков на участках улично-дорожной сети крупного города или мегаполиса с ограничением скорости движения до 60 км/ч, на основе анализа телематических данных транспортных средств городского пассажирского транспорта.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52051, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 интенсивность транспортного потока: Количество автотранспортных средств, проходящих через контрольное сечение дороги за единицу времени.
3.2 плотность транспортного потока: Количество автотранспортных средств, приходящихся на единицу длины дороги.
3.3 средняя скорость транспортного потока на участке дороги: Среднеарифметическое средних скоростей автотранспортных средств, прошедших по участку дороги за единицу времени.
4. Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АНСДУ - автоматизированная навигационная система диспетчерского управления городским пассажирским транспортом;
АСУ-ДД - автоматизированная система управления дорожным движением;
ГИС - географическая информационная система;
ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система России;
ГПТ - городской пассажирский транспорт;
ИТС - интеллектуальная транспортная система;
НСИ - нормативная справочная информация;
УДС - улично-дорожная сеть;
GPS - Global Positioning System (глобальная навигационная спутниковая система США).
5. Общие положения
Настоящий стандарт регламентирует состав и взаимодействие основных элементов подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков на основе анализа телематических данных транспортных средств городского пассажирского транспорта, алгоритмы оценки параметров транспортных потоков на различных участках улично-дорожной сети города на основе анализа телематических данных транспортных средств городского пассажирского транспорта, выполняющих перевозки пассажиров по маршрутной сети города. Исходные телематические данные для расчета параметров транспортных потоков включают в себя данные спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS).
Обработка исходных данных и расчет параметров транспортных потоков осуществляются с привлечением выполненных по технологии географических информационных систем пространственных моделей участков маршрутов городского пассажирского транспорта.
Настоящий стандарт устанавливает требования к технологиям и алгоритмам мониторинга параметров транспортных потоков на улично-дорожной сети города на основе анализа телематических данных транспортных средств городского пассажирского транспорта. Сформирован типовой перечень задач, решение которых необходимо для эффективного мониторинга параметров транспортных потоков в рамках соответствующей подсистемы.
Объектами мониторинга являются следующие параметры транспортных потоков на участках улично-дорожной сети города: средняя скорость транспортного потока, средняя интенсивность транспортного потока, средняя плотность транспортного потока.
Мониторинг параметров транспортных потоков на основе анализа телематических данных транспортных средств городского пассажирского транспорта основан на принципах, получивших название "floating car data" (данные от автомобилей, "плавающих" в транспортном потоке). При этом под данными от автомобилей понимают навигационные данные, включающие данные о местоположении (с точностью до нескольких метров), времени и направлении движения. В данном случае роль автомобилей, "плавающих" в транспортном потоке, играют пассажирские транспортные средства городского пассажирского транспорта, работающие под контролем АНСДУ.
Технологические преимущества использования транспортных средств городского пассажирского транспорта крупного города или мегаполиса в качестве источников навигационных данных следующие:
1) регулярность, непрерывность движения по дням маршрутного транспорта общего пользования;
2) значительная продолжительность движения маршрутного транспорта общего пользования, перекрывающая основные периоды суток;
3) высокая интенсивность движения маршрутного транспорта общего пользования на основных магистралях и дорогах города в пиковые периоды суток;
4) почти полное покрытие маршрутной сетью не только основных, но и второстепенных улиц и дорог крупных городов и мегаполисов.
6. Архитектура подсистемы мониторинга параметров
транспортных потоков на основе анализа телематических данных
транспортных средств городского пассажирского транспорта
6.1 Подсистема мониторинга параметров транспортных потоков на основе анализа телематических данных транспортных средств городского пассажирского транспорта должна создаваться в каждом городе как составная часть интеллектуальной транспортной системы города.
6.2 Подсистема должна иметь двухуровневую иерархическую архитектуру. Объекты нижнего уровня включают в себя транспортные средства городского пассажирского транспорта, осуществляющие маршрутные перевозки пассажиров при движении в общем потоке транспорта.
Объект верхнего уровня - комплекс аппаратно-программных средств, выполняющих обработку телематических данных, поступающих в диспетчерскую систему от контролируемых транспортных средств с целью расчета параметров транспортных потоков на улично-дорожной сети города. Эта обработка должна осуществляться комплексом аппаратно-программных средств в составе АНСДУ.
6.3 Подсистема осуществляет информационное взаимодействие с диспетчерской системой управления городским пассажирским транспортом и подсистемой управления транспортными потоками в составе интеллектуальной транспортной системы города (см. рисунок 1).
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Интеллектуальная транспортная система города ¦
L----------------T-----------------------------------------T---------------
-----------------+----------------¬ --------------------+--------------¬
¦ Автоматизированная система ¦ ¦ Автоматизированная навигационная ¦
¦ управления дорожным движением ¦ ¦система диспетчерского управления ¦
¦ (АСУ-ДД) ¦ ¦городским пассажирским транспортом¦
L---------------------------------- ¦ (АНСДУ) ¦
/\ L------T----------------------------
¦ ¦ /\
\/ ¦ ¦
----------------------------------¬ ¦ Телематические ¦
¦Подсистема мониторинга параметров¦ Параметры ¦ данные ¦
¦ транспортных потоков ¦<----------- ¦
L---------------------------------- потока ¦
Параметры /\ ------------------------+---------¬
потока ¦ ¦Транспортные средства городского ¦
-----------------+---------------¬ ¦ пассажирского транспорта, ¦
¦Детекторы транспорта на участках¦ ¦работающие как на магистральных, ¦
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>