Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 15 января 2016 г. N 3-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОГРАЖДАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Protecting constructions
of the railway rolling stock premises. Test methods
for determining the thermal technical indicators
ГОСТ 33661-2015
МКС 45.060
Дата введения
1 октября 2016 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 января 2016 г. N 3-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33661-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55527-2013
6 ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.056-81 в части метода определения коэффициента теплопередачи кабины локомотива (приложение 5)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на ограждающие конструкции помещений железнодорожного подвижного состава и устанавливает методы испытаний по определению среднего коэффициента теплопередачи ограждений помещений и температурного коэффициента герметичности помещений.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.207-76 <1> Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения
--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.736-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения".
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 влагосодержание воздуха d, кг/кгсух.возд.: Масса водяного пара, содержащегося во влажном воздухе, отнесенная к массе его сухой части.
3.2 влажность (абсолютная) воздуха f, кг/м3: Масса водяного пара, содержащегося в 1 кубическом метре воздуха.
3.3 ограждающие конструкции (ограждения) помещений железнодорожного подвижного состава: Конструкции, отделяющие внутренние помещения железнодорожного подвижного состава (далее подвижной состав) от наружной (по отношению к подвижному составу) среды, а также разделяющие помещения с различными температурными условиями, включая стены, потолок, пол и торцевые части всего кузова или отдельных его частей, а также окна и двери.
Примечания
1 При определении коэффициента теплопередачи ограждений помещений подвижного состава с отдельными тамбурами, т.е. с тамбурами, которые от остальной части внутреннего пространства помещения изолированы теплоограждающими конструкциями, эти конструкции относят к ограждениям помещения, а при расчете площади ограждения учитывается площадь поверхности теплоограждающих конструкций без тамбуров.
2 В случае определения коэффициента теплопередачи ограждений отдельного помещения подвижного состава к ограждениям этого помещения относят те конструкции, которые отделяют его внутреннее пространство от внешней среды с отличающимися (в штатных условиях эксплуатации) значениями температуры воздуха (то есть конструкции, через которые идут потери тепла как во внутреннюю (в соседние помещения), так и в наружную по отношению к подвижному составу среду). Если в штатных условиях эксплуатации в соседних помещениях подвижного состава температурный режим соответствует температурному режиму внутри отдельного помещения, то в испытаниях по определению коэффициента теплопередачи в них обеспечивается та же температура, что и в отдельном помещении, в противном случае обеспечивается та же температура, что и снаружи подвижного состава.
3.4 коэффициент теплопередачи ограждения помещения средний Kср, Вт/(м2·°C): Показатель, характеризующий совокупность теплотехнических свойств ограждений помещения, численно равный среднему количеству теплоты, передаваемому через единицу площади ограждения помещения в единицу времени при разности внутренней и наружной температур воздуха в один градус Цельсия.
3.5 тепловой поток (проходящий через ограждение помещения) Q, Вт: Количество теплоты, проходящее через ограждение помещения в единицу времени.
3.6 коэффициент герметичности температурный , 1/(ч·°C): Показатель, численно равный количеству инфильтрационного воздуха, поступающего в единицу объема помещения через неплотности его ограждений в единицу времени при разности температур внутреннего и наружного воздуха, равной одному градусу Цельсия.
3.7 установившийся (стабильный) температурный режим: Состояние воздушной среды помещения, при котором средняя внутренняя температура изменяется не более чем на +/- 0,5 °C в час, при условии поддержания постоянной тепловой мощности нагревателей, установленных внутри помещения.
Примечание - В этот период отсутствует непрерывное изменение средней температуры воздуха в одном направлении (повышение или снижение).
4. Метод испытаний по определению показателя "средний коэффициент теплопередачи ограждений помещений"
4.1. Общие положения
4.1.1 Метод определения среднего коэффициента теплопередачи ограждения помещения Kср, Вт/(м2·°C), основан на определении теплового потока, передаваемого через единицу площади ограждения под действием теплообмена, вызванного разностью температур воздуха внутри и снаружи помещения.
4.1.2 При определении среднего коэффициента теплопередачи осуществляют:
- определение температур наружного и внутреннего воздуха, °C, после прогрева помещения подвижного состава и установления стабильного температурного режима;
- определение среднего теплового потока Qср, Вт, проходящего через ограждение помещения в период установившегося теплового режима, исходя из расхода тепловой энергии, выделяемой электронагревателями;
- определение площади ограждения F, м2;
- последующий расчет среднего коэффициента теплопередачи ограждения помещения Kср, Вт/(м2·°C), по формуле
. (1)
4.1.3 Средний тепловой поток (тепловая мощность) Qср определяется по электрической мощности, потребляемой электронагревателями (см. 4.4.3).
4.2. Объект испытаний
Объектом испытаний является железнодорожный подвижной состав, для помещений которого определяют теплотехнические характеристики ограждения. Испытаниям подлежит один образец железнодорожного подвижного состава.
4.3. Условия проведения испытаний
4.3.1 Подвижной состав (объект испытаний) неподвижно устанавливают в закрытом помещении. Влияние солнечных лучей на подвижной состав в период измерений должно быть исключено.
4.3.2 Значения температуры наружного воздуха <1> - (15 +/- 5) °C. Температура наружного воздуха за весь период испытаний не должна изменяться более чем на +/- 2 °C. В установившемся режиме в течение часа измерений, принимаемых в расчет, температура не должна изменяться более чем на +/- 0,5 °C. Скорость движения воздуха в этот период - не более 3 м/с.
--------------------------------
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>