Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 18 февраля 2016 г. N 55-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
ЧАСТЬ 4
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Life-support systems for railway rolling stock. Part 4. Test
methods for determination of indices of the artificial
lighting
ГОСТ 33463.4-2015
МКС 45.040
Дата введения
1 октября 2016 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2016 г. N 55-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.4-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" в части требований к искусственному освещению помещений подвижного состава
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт является частью комплекса стандартов из семи частей, устанавливающих методы испытаний по определению значений показателей, характеризующих железнодорожный подвижной состав с точки зрения способности системы жизнеобеспечения создать и поддерживать в его помещениях необходимые, и в первую очередь, безопасные условия для жизнедеятельности человека (условия, безопасные по параметрам микроклимата, шума, вибрации, электромагнитных излучений, по микробиологическим показателям, санитарно-химическим и эргономическим, показателям искусственного освещения).
Настоящий стандарт устанавливает методы определения показателей искусственного освещения, включающих показатели освещенности (от общего, местного, комбинированного или аварийного освещения), неравномерности освещенности, яркости шкал контрольно-измерительных приборов, неравномерности яркости.
Нормативные значения этих показателей для помещений железнодорожного подвижного состава задаются с целью обеспечения безопасных условий световой среды для пассажиров, безопасных и рациональных условий труда обслуживающего персонала.
Перечень определяемых показателей сформирован по результатам анализа межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации, содержащих требования к локомотивам, моторвагонному подвижному составу, специальному железнодорожному подвижному составу и включает приведенные в этих стандартах показатели искусственного освещения.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению показателей искусственного освещения в помещениях указанного подвижного состава, а также на внешних опорных устройствах (ступенях, лестницах, подножках, площадках) и в зонах производства работ специального железнодорожного подвижного состава.
Примечание - Настоящий стандарт может быть применен для определения показателей искусственного освещения в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем межгосударственном стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.
3.2 комбинированное искусственное освещение: Искусственное освещение, при котором предусмотрено одновременное использование общего рассеянного освещения и местного направленного освещения.
3.3 местное освещение: Освещение, применяемое отдельно от общего или дополнительно к общему, создаваемое переносными или встроенными в оборудование светильниками, находящимися в непосредственной близости от освещаемого участка, и концентрирующими световой поток непосредственно на участок помещения или рабочей поверхности.
3.4 неравномерность освещенности (Rо:1): Отношение максимального зафиксированного значения освещенности Emax к минимальному Emin на одной нормируемой поверхности, выраженное в частях от значения минимальной освещенности.
Примечание - Показатель "неравномерность освещенности" приведен в виде (Rо:1), исходя из формы представления нормативного требования.
3.5 неравномерность яркости (Rя:1): Отношение максимального зафиксированного значения яркости Lmax к минимальному Lmin в области измерения яркости, выраженное в частях от значения минимальной яркости.
Примечание - Показатель "неравномерность яркости" приведен в виде (Rя:1), исходя из формы представления нормативного требования.
3.6 общее освещение: Освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).
3.7 освещенность E, лк: Физическая величина, определяемая отношением светового потока, падающего на элемент поверхности (плоскости нормирования освещенности), содержащий рассматриваемую точку, к площади этого элемента.
3.8 нормируемая поверхность (плоскость): Поверхность (плоскость), на которой нормируется и измеряется освещенность.
3.9 рабочее освещение: Освещение, предназначенное для обеспечения основных нормируемых показателей искусственного освещения в помещениях и в местах производства работ специального железнодорожного подвижного состава вне помещений.
Примечание - Рабочее освещение в кабинах управления железнодорожного подвижного состава обеспечивается общим и местным освещением.
3.10
яркость L, кд/м2: Поток, посылаемый в данном направлении единицей видимой поверхности в единичном телесном угле; отношение силы света в данном направлении к площади проекции излучающей поверхности на плоскость, перпендикулярную к данному направлению. [ГОСТ 26824-2010, пункт 3.1]
3.11 моторвагонный подвижной состав; МВПС: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
3.12 специальный железнодорожный подвижной состав; СПС: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
4. Методы испытаний по определению показателей искусственного освещения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>