Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 18 февраля 2016 г. N 56-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
ЧАСТЬ 3
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Life-support systems for railway rolling stock.
Part 3. Test methods for determination
of the sanitary-chemical indicators
ГОСТ 33463.3-2015
МКС 45.060
Дата введения
1 октября 2016 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2016 г. N 56-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 года.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов: "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" в части требований к состоянию воздушной среды помещений
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению уровня загрязнения воздушной среды помещений указанного подвижного состава продуктами неполного сгорания топлива, продуктами деструкции полимерных материалов в нормальных условиях, а также методы испытаний полимерных материалов и изделий, используемых в конструкции и отделке этих помещений.
Примечание - Настоящий стандарт может быть применен для определения санитарно-химических показателей в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 продукты неполного сгорания топлива: Вещества, являющиеся результатом незавершенной реакции горения при недостаточном количестве кислорода или при плохом перемешивании топлива с воздухом, когда в продуктах сгорания появляются несгоревшие углеводороды, окись углерода, окислы азота, альдегиды и т.д.
3.2
полимерный материал: Материал, состоящий из полимеров и добавок. Примечание - Добавки (наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, красители и т.п.) вводят в полимеры для придания им требуемых свойств и облегчения переработки. [ГОСТ 9.710-84, статья 1]
3.3 продукт деструкции (полимерного материала): Химическое соединение, полученное в результате разрушения полимерного материала, в том числе любое соединение, образовавшееся при последующих химических реакциях.
3.4 насыщенность (полимерным материалом): м2/м3, м3/м3, кг/м3: Отношение единицы поверхности, объема или массы полимерного материала к единице объема помещения.
3.5 предельно допустимая концентрация (ПДК): Утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив.
Примечание - ПДК химических элементов и их соединений в воздушной среде - концентрация, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
3.6 проба воздуха: Объем воздуха (л, м3), отобранный при испытаниях и используемый для анализа при проведении качественной и количественной оценки химического состава воздуха.
3.7 точка отбора пробы: Отраженное в документах место в контролируемой зоне, где производится отбор пробы для дальнейших санитарно-химических исследований.
Примечание - Точка отбора пробы выбирается, исходя из потенциального влияния на человека.
3.8 топливо: Смеси углеводородов, используемые в работе двигателей внутреннего сгорания, в том числе в дизельных двигателях и газотурбинных установках.
4. Метод испытаний по определению показателя "уровень загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания топлива"
4.1. Общие положения
4.1.1 Настоящий метод предназначен для определения содержания вредных химических веществ (продуктов неполного сгорания топлива) в воздушной среде помещений железнодорожного подвижного состава, работающего с использованием двигателей внутреннего сгорания (дизель-поезда, дизель-электропоезда, рельсовые автобусы, автомотрисы, тепловозы, специальный железнодорожный подвижной состав и пр.).
Примечание - Основными компонентами продуктов неполного сгорания топлива являются окислы азота (в пересчете на NO2), оксид углерода (CO). Могут также определяться предельные углеводороды алифатического ряда (C1 - C10), акролеин, диоксид серы (SO2), сажа.
4.1.2 Уровень загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания топлива определяют путем количественного анализа химического состава проб воздуха, отобранных внутри помещений железнодорожного подвижного состава при его движении по железнодорожному пути и (или) при выполнении технологического процесса.
4.1.3 Для определения концентрации продуктов неполного сгорания топлива используют методики количественного химического анализа (МКХА) в пробах воздуха, методики выполнения измерений концентрации вредных химических веществ с непосредственным отсчетом показаний, аттестованные в порядке, установленном национальными органами исполнительной власти.
4.2. Образец для испытаний
4.2.1 На испытания предъявляется один образец железнодорожного подвижного состава, упомянутого в 4.1.1 (далее - объект испытаний).
4.3. Условия проведения испытаний
4.3.1 Испытания должны проводиться в реальных условиях эксплуатации подвижного состава, либо в условиях, приближенных к реальным, при которых обеспечивается полная нагрузка на двигатель и работа двигателя на установившихся режимах.
4.3.1.1 Испытания локомотивов, моторвагонного и специального самоходного железнодорожного подвижного состава проводят в транспортном режиме (при движении по железнодорожному пути со скоростью, составляющей 2/3 от конструкционной скорости с пределом отклонений +/- 5 км/ч, и мощностью силовой установки, равной 2/3 паспортной производительности +/- 10%).
4.3.1.2 Испытания специального самоходного и несамоходного железнодорожного подвижного состава проводят в технологическом режиме, определяемом их назначением (областью применения).
4.3.2 Устройства подачи наружного воздуха, отверстия для забора воздуха извне и выпуска отводимого воздуха в помещениях, в которых проводятся
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>